Как работает гендерное и культурное равенство в России

Этнокультурный вектор устойчивого развития

Обновлено 18 октября 2023, 11:32
пресс-служба
Фото: пресс-служба

Современные тренды устойчивого развития меняют подходы к государственному и корпоративному управлению. Ключевые игроки рынка уже учитывают в нем принципы гендерного и этнокультурного равенства.

Женщин называют недооцененным ресурсом российской экономики. По данным Федеральной службы государственной статистики, они составляют более половины (53%) населения нашей страны, наиболее образованны (55%), активно занимаются малым и средним бизнесом, участвуют в общественно-политической жизни. В то же время дисбаланс в представленности женщин в руководящих кругах сохраняется и в органах государственной власти, и в крупных компаниях по многим секторам промышленности.

С другой стороны, Россия — многонациональная, объединяющая более 190 народов страна. Каждый из регионов имеет свою, в том числе этнокультурную, специфику, которую субъекты рынка должны как минимум учитывать, а в идеале использовать для повышения своей экономической эффективности. 28 регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока разнообразны по этническому составу и структуре экономики. Объединяющие их факторы — развитие добычных проектов и проживание на территории коренных малочисленных народов.

Исходная порода

Удаленные регионы традиционно ассоциируются с сильным полом. Однако сегодня именно здесь женщины часто получают возможность освоить новые, казалось бы, не свойственные им сферы деятельности. Изменения идут на всех уровнях. Государство снизило перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается применение труда женщин, в четыре раза — сейчас он составляет всего 100 позиций против предыдущих 456. Конечно, учитывается в первую очередь состояние современной отрасли, в том числе безопасность труда для здоровья женщин.

Совершенствуются и корпоративные практики, нацеленные на развитие женского потенциала, и специальные программы поддержки женщин.

«Нефтегазовую отрасль традиционно называют мужской. Но сейчас она может предложить для женщин широкие карьерные возможности», — говорит начальник управления корпоративных отношений компании «Сахалинская Энергия» Наталья Гончар. «Безусловно, добычным компаниям в этом смысле есть куда расти. Очень важно сегодня работать как с действующими сотрудниками, так и с учебными заведениями, готовящими будущих профессионалов. Создавать образ ТЭКа как бизнеса равных возможностей нужно начиная с ранней профориентации. Тем более что нефтегаз, например, сфера не только высокопрофессиональная, но и максимально креативная», — добавляет эксперт.

Для ответственных компаний обеспечение гендерного равенства — работа комплексная, поскольку включает не только внутреннюю, кадровую повестку, но и поддержку социальных инициатив в регионах присутствия, где очень важно объединять усилия с обществом и государством. Одним из таких механизмов служит реализация национальных проектов — «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и т.д. В регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока эти проекты напрямую связаны с вопросами жизнедеятельности коренных малочисленных народов и требуют максимального их вовлечения.

Демография в плюсе

В 28 российских регионах в настоящий момент проживают представители 40 коренных малочисленных народов. С момента проведения Всероссийской переписи населения 2010 года их численность выросла почти на 60 тыс. человек и сейчас составляет 315 тыс. человек. Сельская часть населения (216 тыс. человек) образует две трети общей численности. Городское население уменьшилось на 2%, до 99 тыс. человек, с уровня 2010 года вопреки общему тренду на урбанизацию: в городах проживает 75% населения современной России.

Согласно данным Росстата, рост численности показывают 14 коренных народов Севера, сокращается численность 26 народов. О традиционной роли женщины в семье может косвенно говорить суммарный коэффициент рождаемости (число детей на одну женщину), который вдвое выше среднероссийского (1,51) в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС): Республика Тыва — 2,94, Ненецкий АО — 2,07, Республика Алтай — 2,08 и Сахалинская область — 1,94. «Федеральные и региональные программы поддержки материнства способствуют увеличению численности населения», — поясняет юрист-эксперт Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Юлия Якель. В ряде регионов Крайнего Севера с 2021 года на кочевые семьи распространяется так называемый чумовый капитал — комплект для сборки и обустройства чума стоимостью около 500 тыс. руб., что также положительно влияет на демографию молодых семей.

Тренд абсолютного прироста населения особенно ощутим у народов с преимущественно сельским образом жизни и коэффициентом соотношения мужчин к женщинам не менее 90%. Рекордный прирост в сопоставлении данных Всероссийской переписи населения 2020 и 2010 годов показали тувинцы-тоджинцы из Тувы, численность которых выросла в четыре раза (+5435 человек). Сельское население у них превалирует над городским в 60 раз, а соотношение мужчин к женщинам — выше 95%. В лидерах по приросту также ненцы с локализацией в ЯНАО (+5147 человек), тубалары из Республики Алтай (+1710 человек), эвенки из Якутии (+1577 человек) и сойоты из Бурятии (+772 человека).

По мнению вице-президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Нины Вейсаловой, роль женщины здесь сложно переоценить. «Важно при этом стремиться к сохранению традиционных видов деятельности, активно содействовать сохранению своего языка и культуры, а это зависит в первую очередь от семьи, и в основном от женщины», — рассуждает эксперт.

Национальная мудрость эвенков гласит: «Без женщины мужчина лишь «человека-половина» (дословно с эвенкийского), а «очаг горит руками матери». В век интернета происходит унификация культуры, что приводит к потере самобытности коренных народов, особенно у молодого поколения, продолжает Нина Вейсалова. «Мы теряемся в городах, где мышление и образ жизни отличаются от традиционного», — соглашается председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра Анна Туманова.

Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Алтая «Звенящий кедр» Любовь Пешперова считает, что к уменьшению численности малочисленных народов также приводит трудовая миграция, «распыление на территориях», что влечет за собой утерю языка, национального самоопределения и интеграцию в более крупные этнические группы.

Без отрыва от чума

Сохранение наследия народов Севера, Сибири и Дальнего Востока находится в прямой зависимости от среды их обитания, а она в равной степени зависит как от экологической ответственности работающих здесь крупных компаний, так и от развития традиционных видов хозяйственной деятельности: оленеводства, рыболовства, собирательства.

«Для укрепления экономики северных территорий необходимо внести ряд изменений в федеральное отраслевое законодательство», — констатирует Нина Вейсалова. Например, формально продукция традиционных промыслов относится к отрасли сельского хозяйства, но льготы и меры поддержки на деятельность коренных малочисленных народов Севера не распространяются.

По мнению Юлии Якель, необходимо изменить нормативную базу в части придания статуса сельхозтоваропроизводителей общинам КМНС и отменить заявительный принцип при осуществлении ими традиционного рыболовства. «Надо освободить человека от административных барьеров, чтобы он свободно себя чувствовал у себя дома и не уходил от этих отраслей», — призывает президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, член Совета Федерации Григорий Ледков.

В традиционной хозяйственной деятельности многое зависит и от женского труда. «Женщина, ведущая кочевой образ жизни со своей семьей, — это целая философия. Она — основа благополучия общины и играет решающую роль в сохранении и передаче традиционных знаний поколениям», — подчеркивает Нина Вейсалова. «Бытовые условия в тундре очень сложные, и на хрупких плечах женщины держится весь быт и воспитание детей», — подтверждает Анна Туманова. В общинах северных народов женщина сама устанавливает чум, пока муж занимается оленями. «Это очень тяжелый труд и образ жизни. Должна появиться профессия чумработницы», — уверена эксперт.

Особенности кочевого образа жизни не дают возможности работать, кроме как в тундре и тайге. При этом труд по ведению домашнего хозяйства не является оплачиваемой работой, чумработницы не могут претендовать на трудовую пенсию и другие социальные гарантии, говорит Нина Вейсалова. Поэтому все меньше женщин соглашаются кочевать с мужьями и ищут работу в поселках. В результате оленеводы остаются в тундре без женщин, что приводит к деградации традиционных отраслей хозяйствования и сокращению самих этносов. «Необходимо внести в общероссийский классификатор Госстандарта профессию «работник кочевого жилья», — добавляет Нина Вейсалова.

Есть целый ряд примеров, когда женщины успешно возглавляют родовые общины. «В нашем регионе создаются все условия для самореализации женщин, в том числе и в традиционной хозяйственной деятельности», — говорит президент общественной организации «Спасение Югры» Людмила Алферова. Среди прочих в ХМАО-Югра успешно реализуется проект «IT-стойбищ» — точек доступа в интернет в местах стоянок родовых общин. Это позволяет внедрять «кочевые школы», не отправляя детей в интернат, что сохраняет семью и позволяет вести активную социальную жизнь «без отрыва от чума». «Девушки осознают, что быть многодетной мамой и оставаться жить в лесу в некоторых наших районах становится модно. Сохраняется язык этноса и традиционный уклад жизни, — продолжает Людмила Алферова. — Комплекс мер по поддержке культуры и традиционных мер хозяйствования позволит женщинам Севера становиться лидерами своих народов, передавая новым поколениям культуру, которая досталась нам от наших предков».

«Активная гражданская позиция, приверженность традиционным ценностям, социальная ответственность за свой народ, нацию — обязательные качества женщин-лидеров», — считает Нина Вейсалова.

Творчество как точка роста

В сентябре 2021 года правительством была утверждена концепция развития креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года. Руководство многих северных регионов предпринимает усилия по развитию креативных кластеров на местах. Так, в Красноярске создан Сибирский институт развития креативных индустрий. «Наша задача — настроить систему так, чтобы промыслы были не просто хобби, но и позволяли неплохо заработать», — подчеркивает руководитель Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края Антон Нарчуганов.

Народные промыслы позволяют женщинам Севера реализоваться на базе своих исконных умений. «Развитие креативных индустрий дает возможность устранить разногласия между современным видением жизни и национальными культурными традициями, а это способствует повышению уровня самозанятости женщин, создает условия для творческого участия в жизни своего региона», — констатирует Нина Вейсалова. Однако, по словам Анны Тумановой, самим работницам не всегда хватает навыков по продвижению своей продукции: «Ремесла могут приносить доход. Но мы находимся далеко от Большой земли, для нас это все в новинку, и мы зачастую зажаты». Как и в любом другом деле, необходима поддержка, в первую очередь образовательная: как создать свой бизнес, вести бухгалтерию, продвигать свои товары и услуги. Эти навыки необходимо приобретать начинающим женщинам-предпринимателям, добавляет Юлия Якель.

При развитии креативных индустрий на местах не всегда учитываются интересы самого народа. «Идея создания кластеров креативных индустрий предполагает привлечение крупных инвесторов с других территорий со своими бизнес-целями, в которые могут не вписываться малочисленные народы», — предупреждает Любовь Пешперова. Это может привести к обезличиванию и стандартизации. Выстраивание равноправных отношений с представителями коренных малочисленных народов с опорой на территориальный ресурс и хороший уровень экологии, сохранившийся благодаря ведению малых хозяйств, может быть формулой развития креативных индустрий и способом устранения гендерного неравенства, добавляет она.

Об этих и многих других вопросах шла речь на I Форуме женщин Севера, который прошел в Таврическом дворце Санкт-Петербурга 5–7 июня. Здесь представители всех 28 регионов, экспертного сообщества, органов власти и бизнеса говорили о расширении карьерных возможностей женщин из числа коренных малочисленных народов Севера, их вкладе в устойчивое развитие северных территорий и укреплении социально— экономического потенциала коренных малочисленных народов в целом.

Поделиться