Почему в России растет популярность гастротуров
Растет популярность гастротуров
Знакомство с особенностями местной кухни и кулинарными традициями дополняет многие туристические программы.
На гастрономический туризм приходится около 10% от всех приобретаемых экскурсионных туров, спрос на дегустационные поездки растет на 17% в год, по данным Национального туроператора «Алеан».
Многие регионы делают ставку на гастротуризм. В частности, к проекту «Гастрономическая карта России», запущенному правительством в 2017 году, сегодня присоединилось около трети регионов. На территории 28 субъектов за это время проведено 36 фестивалей региональной кухни. К 2025 году должны появиться примерно 100 региональных продуктов в сфере гастротуризма. В 2018 году Росстандарт запустил систему добровольной сертификации в сфере гастрономического туризма, в том числе на основе постоянно действующего меню региональной кухни, использования регионального сырья и отечественных кулинарных техник.
Питание становится таким же влиятельным фактором выбора тура, как качество услуг проживания, экскурсионного обслуживания или транспорта, отмечает заместитель директора Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Ольга Вапнярская. Туриндустрия, по ее словам, взяла на вооружение тренд на здоровый образ жизни, а также соблюдение тех или иных пищевых традиций и привычек: «В меню предлагаются вегетарианские и безлактозные продукты, блюда и напитки маркируются, чтобы потребитель мог контролировать свою диету».
Гастровпечатления
При этом в чистом виде гастротуризм в нашей стране пока встречается редко, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Владимир Баканов: «Это элитный, дорогой вид туризма, рассчитанный на узкую группу потребителей, которые выбирают его исключительно ради удовольствия от изысканной еды». Настоящими гастроманами можно назвать максимум 2% населения страны, а любителей путешествий с одной этой целью — менее 1%, ссылается на результаты опросов, проведенных профсообществом, Владимир Баканов. Так, например, рестораны, отмеченные звездами Michelin, интересуют менее 1% населения, по данным ФРиО. «Большинство населения никогда там не были и даже не планируют, несмотря на то что это узнаваемая маркетинговая кампания», — говорит Владимир Баканов. Знаменитый ресторанный путеводитель — «Красный гид» Michelin — впервые был издан для России только в 2021-м, а в прошлом году компания приостановила свои проекты в нашей стране.
Развитию целенаправленного гастротуризма, по мнению Владимира Баканова, будет способствовать рост соответствующих региональных продуктов и ресторанов, способных предложить изысканное и богатое вкусовыми оттенками меню. Пока этот сектор только в начале пути. При этом культурно-познавательный туризм с элементами гастрономического развивается достаточно активно.
В последние годы на многих российских туристических маршрутах появились гастрономические приключения — посещение дорогих ресторанов высокой кухни с претензией на авторский подход, говорит вице-президент АТОР, гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Это, по его словам, увеличивает стоимость тура на 10%. Элементы гастротуризма включаются в том числе в событийные, сельские, этнографические туры. Доля WWат на гастрономические впечатления может достигать 40% бюджета тура, отмечает Ольга Вапнярская.
Гастротуры дороже обычных экскурсионных по причине множества дополнительных опций и компонентов, добавляет коммерческий директор Национального туроператора «Алеан» Оксана Булах. При этом стоимость зависит в том числе от региона.
Кухня как достопримечательность
В целом развитию гастротуризма будет способствовать общий рост спроса на внутренний туризм, считает Ольга Вапнярская: «Россияне больше путешествуют по стране, ищут новые впечатления, хотят пробовать местные деликатесы и рецепты». В ответ на спрос увеличивается число гастрономических событийных мероприятий и туробъектов, повышается их разнообразие».
Наиболее интересно гастротуризм представлен в Санкт-Петербурге, Казани, республиках Северного Кавказа, Краснодарском крае, Мурманской области, Астрахани, Владивостоке, на Камчатке и Сахалине, рассказала Оксана Булах: «Культурные особенности и развитая местная кухня сочетаются с готовностью местных властей развивать эту составляющую туризма».
Тренд на здоровый образ жизни и экопродукты сформировал интерес к турам на фермерские хозяйства, сыроварни, молочно-мясные хозяйства, птицефермы, говорят в «Алеане».
Кроме того, знатоки и любители вин, которые специально ездили на дегустации в «винные» уголки мира, по словам Оксаны Булах, сегодня стимулируют энотуризм (винный туризм) в Краснодарском крае, Абхазии и Крыму.
Массовые гастрономические фестивали развивают культуру потребления местных продуктов не только среди туристов, но и у жителей региона, отмечает автор — методист и руководитель проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова. Так, по ее словам, ежегодный фестиваль арктической кухни в Мурманской области сформировал в регионе спрос на оленину. Число гостей фестиваля с 2018 года выросло в десять раз — до 10 тыс. человек.
По мнению Шаповаловой, наличие в регионе местной кухни — показатель развития туротрасли в целом: «Если в регионе нельзя попробовать местную кухню, начиная с аэропорта и заканчивая придорожным кафе, туризм в данном регионе не развит». По ее мнению, территориальные власти и местный бизнес должны вдохновить опыт арктической кухни, которая наряду с северным сиянием стала полноценной туристической достопримечательностью.
Фактор конкурентоспособности
Гастротуризм — фактор конкурентоспособности региона, уверена Ольга Вапнярская. В первую очередь ставку на это направление делают территории с выраженными кулинарными традициями и брендами, такими как, например, коломенская пастила в Московской области или тульский пряник в Тульской области, агротуризм во Владимирской области и сыроварни в Тверской области.
Расширение гастрономических предложений — это возможность разнообразить турпрограммы, расширить сезонность, получить повторные визиты, добавляет Оксана Булах: «Тематические мероприятия — день огурца, арбуза, тыквы, меда, праздники пива, молодого вина и сыра с участием медийных персон — магнит для туристов». Потенциал гастротуризма в стране огромный, уверена Оксана Булах.
С переориентацией туристов — любителей гастрономических впечатлений на внутренний рынок следует ожидать в этом сегменте появления продуктов бюджетного и высшего ценового сегмента, считает Ольга Вапнярская. При этом, по ее словам, необходимо повышать уровень сервиса и качества предлагаемых турпродуктов и услуг.
Предпринимателям, развивающим региональную кухню, нужна господдержка, утверждает Екатерина Шаповалова. Сегодня в стране, по ее словам, нет, например, ни одной школы русской кухни — ни государственной, ни частной. А более чем из 180 тыс. предприятий питания меньше 1% специализируются на региональной кухне. Необходимо развивать сферу производства местных продуктов и готовых решений, позволяющих открывать в стране рестораны российской региональной кухни, будь то сибирское, арктическое, дальневосточное или иное направление, считает эксперт.