Глава «Аэроэкспресса» — о перспективах рельсового транспорта в городах
«Авиапассажирам сегодня необходим более индивидуальный подход»
Генеральный директор компании «Аэроэкспресс» Андрей Акимов — о модели и перспективах развития рельсового транспорта в аэропорты Москвы.
Крупнейшие города мира активно развивают рельсовые виды транспорта — метро, железные дороги городского и пригородного сообщения. Это общемировой тренд, который напрямую связан с плотностью застройки агломераций и большой площадью городов. Рельсовый транспорт экологичен, что крайне важно для мегаполисов. На нем всегда можно спрогнозировать время поездки, так как график не зависит от пробок, а составы ходят по расписанию. Именно этот фактор, в частности, определяет популярность железнодорожных экспрессов между мегаполисами и аэропортами уже на протяжении нескольких десятилетий.
Железнодорожные линии до аэропортов успешно работают в мировых столицах, в числе которых и Москва, но в зависимости от городских особенностей имеют различные формы.
Где-то маршруты интегрированы с городским транспортом — например, RER из аэропорта Шарль-де-Голль довозит пассажиров не только до ключевых станций в центре Парижа, но и до пригородов. Другие экспрессы идут лишь из города в аэропорт и не делают промежуточных остановок в пути — например, Heathrow Express. В некоторые аэропорты можно добраться как на комфортабельном поезде, так и на обычной электричке. Например, до Венского международного аэропорта пассажиры могут доехать на экспресс-поезде City Airport Train (CAT) со всеми современными сервисами либо воспользоваться более экономичным способом — пригородным поездом S-Bahn, который едет немного дольше, но делает ряд остановок в пути, что позволяет быстро пересесть на метро, трамвай или автобус.
Стоит отметить, что в большинстве случаев железнодорожное экспресс-сообщение с аэропортами в крупнейших городах мира финансируется за счет государственного бюджета. Такой формат подразумевает заключение соглашения между государством и частной компанией на взаимовыгодных условиях.
В рамках установленных договоренностей бизнес осуществляет финансирование, проектирование, строительство и эксплуатацию объекта соглашения в течение определенного срока. При этом сам объект соглашения принадлежит государству и передается в эксплуатацию лишь на период действия договора. В транспортной отрасли государственно-частное партнерство (ГЧП) — это довольно распространенный и эффективный механизм, которым может воспользоваться любой город с любым бюджетом.
Если транспортный проект осуществляется в рамках ГЧП, то весь комплекс работ координирует один оператор, который всецело несет ответственность за его реализацию. Это крайне важный момент, который позволяет государству контролировать сроки запуска проекта на начальном этапе и в дальнейшем — качество предоставляемой пассажирам услуги.
Если посмотреть опыт развития железнодорожного сообщения в московские авиахабы, то первоначальная задача, которая была поставлена уже почти 20 лет назад, заключалась в создании прямой скоростной связки между центром города и аэропортами. Раньше поезда «Аэроэкспресс» отправлялись только с центральных вокзалов и шли без остановок до аэропорта (с Павелецкого — в Домодедово, с Савеловского, позднее с Белорусского — в Шереметьево, с Киевского — во Внуково), и это было их конкурентным преимуществом.
Однако интенсивное развитие агломерации и транспортной системы столицы, которое мы наблюдаем сегодня, значительно изменило потребности и привычки пассажиров.
В Москве начали появляться новые виды транспорта, крупные пересадочные узлы, заселение новых районов сформировало другие, принципиально новые требования к трансферу в аэропорт. Пассажирам стал необходим не просто поезд от определенной точки, а более индивидуальный подход — возможность построения наиболее удобного и короткого маршрута для каждого путешественника. Это позволило нам в корне пересмотреть модель работы «Аэроэкспресса» и существенно расширить маршрутную сеть за счет увеличения точек старта.
Первым этапом модернизации стала интеграция с Московским центральным кольцом (МЦК) — в 2018 году появились первые промежуточные остановки в местах пересечения с МЦК. Поезда «Аэроэкспресс» начали останавливаться на станциях Окружная Шереметьевского направления и Верхние Котлы Домодедовского. Следующим этапом развития маршрутной сети «Аэроэкспресс» стала интеграция с Московскими центральными диаметрами, а именно с МЦД-1 — маршрут поездов из Шереметьево был продлен до подмосковного города Одинцово, что позволило добавить 12 новых станций, на которых можно сесть в аэроэкспресс и напрямую без пересадок доехать до аэропорта.
У аэроэкспрессов во Внуково позднее добавилась остановка на станции Аминьевская — это пересадочный узел с Большой кольцевой линией метро. А также для некоторых рейсов Домодедовского направления была запущена остановка в городе Домодедово.
Плотная интеграция с другими видами общественного транспорта — метро, МЦК, МЦД — дала авиапассажирам, проживающим и работающим в самых разных районах Москвы, новые варианты, каким маршрутом добраться до столичных авиагаваней. Таким образом, «Аэроэкспресс» сегодня — это уже не просто трансфер в аэропорт, а органичный элемент городской транспортной системы столицы.
Мы считаем, что такая модернизация маршрутной сети — правильное и перспективное решение, особенно если брать во внимание тот факт, что столичные власти в качестве одного из приоритетов развития отрасли выбирают рельсовый транспортный каркас города. Москва давно начала активно работать в этом направлении, и высокие темпы развития рельсового транспорта в ближайшие годы будут не только сохраняться, но и наращиваться.
Текущий год, например, обещает стать насыщенным в плане развития рельсовой составляющей в столичном регионе. Запуск МЦД-4 от Апрелевки до Железнодорожного позволит поездам «Аэроэкспресс» еще более плотно интегрироваться в городскую инфраструктуру и, по сути, объединить железнодорожным сообщением аэропорты Шереметьево и Внуково. Маршрут диаметра пройдет через станцию Аминьевская, где у нас уже есть остановка до Внуково, и через несколько станций, где можно пересесть на аэроэкспресс до Шереметьево — Тестовская, Беговая, Белорусская, Савеловская. Транзитные авиапассажиры, которым нужно попасть из Внуково в Шереметьево или обратно, смогут использовать четвертый диаметр в качестве пересадочного контура, чтобы добраться от Аминьевской до Белорусской. Новые варианты маршрутов появятся и у жителей запада и востока Москвы и области.
Москва в сфере развития транспортной доступности аэропортов уверенно идет по пути мультимодальности. Стратегическая модель «Аэроэкспресса» уже не зацикливается на оперировании исключительно из точки А в точку Б, а учитывает появление новых городских маршрутов и транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), интеграция с которыми позволяет предложить пассажирам бесшовные пересадки с других видов транспорта и вариативность маршрутов без необходимости ехать в центр, если это неудобно.
На наш взгляд, такой путь развития для агломерации с многомиллионным населением в перспективе будет приобретать все большую актуальность. Уже сегодня прямую связь с аэропортами имеют 18 районов Москвы и два города Подмосковья, не говоря о множестве вариантов для пересадок. С запуском новых диаметров и открытием новых ТПУ эти цифры будут только расти, обеспечивая все большее количество жителей и гостей города надежным трансфером в аэропорты Московского авиаузла.
Чем известна компания «Аэроэкспресс»
Транспортная компания основана в 2005 году. Обеспечивает пассажирское железнодорожное сообщение между столицей и основными аэропортами Московского авиационного узла: Внуково, Домодедово и Шереметьево. За 18 лет перевезла более 170 млн человек.