Как собственные технологические ноу-хау помогают масштабировать бизнес
Бизнес укрепляет ИТ-подразделения
Технологические решения становятся основой для масштабирования бизнеса, и компании сегодня предпочитают внешней технологической экспертизе наращивание собственных компетенций.
ИТ-рынок стимулируют закупки технологий преимущественно подразделениями бизнеса, напрямую не связанного с отраслью. Согласно глобальному исследованию Gartner 2022 года, 74% закупок ИТ-решений приходится на бизнес-подразделения, не связанные с ИТ, и лишь 26% инвестиций в технологии поступают от профильных ИТ-структур.
Технологии больше не предназначены исключительно для ИТ-отделов, отмечают аналитики Gartner: четверо из пяти ИТ-специалистов работают в сферах бизнеса, не связанных с ИТ. При этом организации, которые эффективно поддерживают ИТ-специалистов для бизнеса, в 2,6 раза чаще ускоряют цифровую трансформацию.
В России необходимость поиска независимых технологических решений на фоне санкций способствовала развитию компаниями собственных ИТ-акселераторов, позволяющих им оценивать стартапы на жизнеспособность и применимость в собственных интересах, говорит вице-президент по развитию информационных систем ПАО «Ростелеком» Дарий Халитов. Кроме того, все чаще крупный бизнес предпочитает выделять не подразделения, а целые компании, отвечающие за поддержку технологий.
Часть ИТ-задач сегодня предприятия готовы решать с помощью аутсорсинга, но ключевую разработку поручают штатным сотрудникам.
Своя команда
Высокий уровень цифровизации, в частности, демонстрирует ретейл. Крупные торговые сети, как правило, развивают собственные ИТ-команды, привлекая внешних партнеров для решения точечных задач или проектов, рассказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. В зависимости от количества задач, по его словам, доля аутсорсинга в ретейле может достигать 50%, но все основные функции сконцентрированы внутри. Штатные сотрудники, например, отвечают за работу систем ценообразования, управления ассортиментом, электронной коммерции, хранения данных и т.д.
Многие ретейлеры имеют в своей структуре выделенные ИТ-компании, сосредоточенные на развитии технологической экспертизы в сфере финтеха и электронной коммерции, говорит Игорь Караваев: «В сети «Магнит», например, собственные программные продукты лежат в основе всех ключевых бизнес-процессов, а штат составляет более 3 тыс. разработчиков».
Технологический партнер есть и у X5 Group — компания Х5 Tech. Она насчитывает более 3,5 тыс. сотрудников и обеспечивает полный цикл разработки для бизнеса, сообщили в пресс-службе компании. «Детский мир» имеет структуру «ДМ-Тех», которая развивает e-commerce-платформу и PIM-систему управления контентом интернет-магазина.
«СберМаркет» также инвестирует в штатную технологическую команду, которая на данный момент составляет более 1 тыс. человек. «Аутсорс-команды мы привлекаем в двух частных случаях: для реализации срочных проектов с высоким ROI или в случае сотрудничества с узкоспециализированными сотрудниками, поиск которых в штат может затягиваться на долгий срок», — рассказал вице-президент по технологиям «СберМаркета» Дмитрий Бобылев.
Вопрос ресурсов
Тренд на создание отдельных ИТ-компаний актуален и для банков. Это в первую очередь возможность получить различные льготы, в том числе налоговые, отметил директор «S+Консалтинг» Евгений Романенко.
Вся ключевая банковская инфраструктура, в том числе АБС (автоматизированная система для выполнения основных операций), ERP (производственно-учетная система), CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), разрабатывается собственными ресурсами. Банки стремятся создавать многопрофильные команды, участники которых удерживаются высокими зарплатами — в среднем на 20–30% выше рынка, говорит эксперт. «Внешние подрядчики привлекаются для решения конкретных задач, таких как анализ данных, подготовка прогнозных моделей, разработка веб-порталов и мобильных приложений», — отмечает Евгений Романенко.
В целом эксперты оценивают аутсорсинг ИТ-функций как востребованное направление, которое, скорее всего, получит новый толчок к развитию после адаптации к новым условиям на рынке. Тем не менее внешний наем не всегда дает гарантии качества, предупреждает руководитель отдела разработки «СерчИнформ» Дмитрий Гацура. «Мы пытались сотрудничать с аутсорсерами и сталкивались то с переносом сроков, то с низкоуровневым исполнением, то с банальной переоценкой своих сил со стороны подрядчика. Это решается на этапе обсуждения технического задания, но и здесь возникают проблемы», — поделился собеседник. По его словам, заказчик рискует неверно составить ТЗ и, как итог, переплатить исполнителю. «Нельзя отдавать на аутсорс область, которая приносит вам основной доход», — считает эксперт.
Какие ИТ-кадры нужны бизнесу
Стремление бизнеса наращивать собственные ИТ-компетенции только ужесточает конкуренцию за кадры. Она растет, несмотря на формальный приток джуниор-специалистов. Планка качества существенно возросла в течение 2022 года по причинам трансформации в ИТ и более глубокой локализации на российский рынок, поясняет руководитель отдела подбора и адаптации hh.ru Росина Пустовит.
Сейчас компании делают акцент на удержание ключевых сотрудников, а также работников с высоким потенциалом (HiPo-сотрудники). При этом вкладываться в начинающих айтишников без опыта, в отличие от ситуации прошлых лет, готовы далеко не все. Больше ценятся уже готовые профессионалы, обращает внимание Eлена Иванчихина, директор по рекрутменту GeekSource (группа компании Ancor).
Причем текущие работодатели, по ее словам, готовы предлагать контрофферы для сохранения специалистов в своей команде: «Возможностей у организаций сейчас больше, поскольку рост зарплат не такой интенсивный, как в прошлые периоды, так что не приходится удваивать зарплату ценным сотрудникам. Неплохо работает и нематериальная стимуляция персонала».
В то же время при найме в непрофильные ИТ-компании наблюдается разрыв между требованиями работодателя и возможностями соискателей. Зачастую организации включают в одну позицию обязанности двух-трех разных по функционалу специалистов, и условия найма становятся просто невыполнимыми, отмечает Eлена Иванчихина.
Еще одна особенность в том, что в ИТ-компаниях приоритетом являются hard skills, и при должной квалификации кандидата работодатель может закрыть глаза на некоторые недочеты, например в коммуникативных навыках. «В компаниях, не связанных с ИТ напрямую, критически важное значение имеют soft skills, и организация предпочтет продолжить поиски, если уже найденный кандидат не соответствует на 100% культурному коду организации», — подчеркивает эксперт.
Для профильных компаний ИТ — это сердце бизнеса, поэтому требования к сотрудникам очень высоки, принцип «работает и хорошо» не принимается, отмечает технический директор Calltouch Роман Хохлов. В непрофильном бизнесе, по его словам, подобная постановка вопроса появляется чаще, и это отличает его от ИТ-команд.
Конкурентный продукт
Компании, которым удалось собрать сильную команду и выделить ИТ в отдельный бизнес, способны приблизиться к созданию коробочного (тиражного) ИТ-продукта, считает директор Angels IT Роман Попов. Все чаще организации расценивают такую возможность как одно из конкурентных преимуществ. Банки, например, уже начали выходить на рынок со своим софтом. «Сбертех или Т1 предлагают ERP, CRM и BI-решения. По сути, это системы, которые востребованы в любом бизнесе», — отмечает Евгений Романенко из «S+Консалтинг».
Самостоятельные решения есть и в области связи. Более 180 продуктов группы компаний «Ростелеком» включены в реестр отечественного ПО. «Вместе с этим мы продолжаем прибегать к услугам российских разработчиков специализированного ПО, если эти компании являются безусловными лидерами, например, в категории системного и офисного ПО, систем электронного документооборота», — рассказал Дарий Халитов.
Ретейл сочетает собственные решения с готовыми программными продуктами — например, сеть «Лента» использует свою технологическую платформу, систему авторизации, мобильные приложения. Свои продукты в сфере логистики, закупок, онлайн-коммерции и финтеха развивает «М.Видео-Эльдорадо», говорит председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Сервисы «СберМаркета» — полностью самостоятельная разработка. «Для примера, мы начинали привлечение курьеров, используя готовое решение. Но впоследствии разработали собственное, которое показало гораздо большую эффективность», — поделился Дмитрий Бобылев. По его словам, важно всегда правильно оценивать количество ресурсов, которые компания вкладывает в развитие стороннего продукта.