Как малый бизнес использует банковские онлайн-сервисы
«Яркий тренд — резкий рост интереса бизнеса к банковским онлайн-сервисам»
Вице-президент, директор департамента электронного бизнеса среднего и малого бизнеса ПСБ Иван Паткин — о том, какие банковские и нефинансовые сервисы сегодня популярны у предпринимателей.
Малый и средний бизнес традиционно является очень гибким сегментом, который демонстрирует высокую адаптивность к меняющимся экономическим условиям, а их текущие предпочтения и потребности показывают, какие именно решения позволяют «здесь и сейчас» сделать ведение бизнеса проще и повысить его эффективность.
Очевидно, что большую помощь бизнесу оказывают цифровые каналы банковского обслуживания и инновационные решения в этой сфере. Поэтому для ПСБ развитие цифровых сервисов является стратегическим направлением. Наш интернет-банк в 2022 году стал лучшим для компаний малого и среднего бизнеса в рейтинге консалтингового агентства Markswebb. Клиенты это ценят. Сейчас в банке 99% платежей малых и средних предприятий проходит через цифровые каналы, и практически столько же всех сервисов доступно «в цифре».
В прошлом году и в первом квартале текущего самым ярким трендом стал резкий рост интереса предпринимателей к цифровым банковским сервисам и онлайн–кредитованию.
Особый интерес предпринимателей отмечался к онлайн-кредитованию. В ПСБ, например, за прошлый год портфель выданных дистанционно кредитов вырос примерно в три раза. Во многом этому способствовал запуск нового продукта — предодобренной кредитной линии на сумму до 100 млн руб. При этом наш банк предложил предодобренные кредитные решения не только своим «изученным» клиентам, но также любым компаниям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в России. Мы собираем информацию из открытых источников, делаем скоринг и, по сути, формируем предодобренное предложение.
С точки зрения клиента система также работает просто. Предпринимателям — клиентам банка мы сообщаем размер одобренного лимита, после чего достаточно в интернет-банке указать необходимую сумму в рамках этого лимита, дату платежа, заполнить анкету и подтвердить операцию. Если это не клиент банка, то ему достаточно просто открыть счет, для чего наш менеджер приедет к предпринимателю в офис, что избавит его от посещения отделения банка. А далее потребуется пройти ту же быструю процедуру, что и действующим клиентам.
Еще один популярный сервис — цифровые карты для бизнеса. В прошлом году после ухода из России западных платежных систем мы буквально за несколько дней переориентировались на выпуск цифровых карт «Мир», которые также можно оформить дистанционно — в интернет- или мобильном банке. В прошлом же году мы сделали эти карты кредитными: с лимитом до миллиона рублей и одновременно с преимуществами обычной корпоративной карты. В частности, их выпуск стал бесплатным, а также появилась возможность получать кешбэк.
Стремление малого бизнеса сократить издержки на фоне нестабильной ситуации в экономике подстегнуло интерес к мобильному эквайрингу.
Чтобы превратить свой мобильный телефон в эквайринговый терминал, клиенту достаточно сделать буквально нескольких кликов в мобильном банке, после чего можно сразу принимать платежи. Покупатель подносит карту к экрану телефона продавца, моментально проходит оплата, а деньги сразу зачисляются на расчетный счет предпринимателя. Сейчас среди клиентов ПСБ около 30% выбирают именно такое решение, а не классический эквайринговый терминал.
В части нефинансовых сервисов на первом месте у малого и среднего бизнеса, безусловно, бухгалтерские услуги. Через интернет и мобильный банк можно вести бухгалтерский учет для всех систем налогообложения — начиная от «упрощенки» и заканчивая общей системой. Банк рассчитывает налоги, взносы, помогает вести кадровый учет, формирует отчетность.
В середине прошлого года Федеральная налоговая служба (ФНС) запустила в четырех регионах экспериментальную систему — автоматизированную упрощенную систему налогообложения. Этот сервис доступен для микробизнеса — предприятий с годовой выручкой до 60 млн руб. и штатом до пяти человек. Основные преимущества этой системы заключаются в том, что налоги рассчитываются автоматически, подавать декларации и платить страховые взносы не надо. При этом все взаимодействие с ФНС идет через привычный для предпринимателей канал интернет-банка либо из мобильного банка.
Так, ПСБ делает разметку операций для своих клиентов-предпринимателей. Он относит их на доходы, расходы или неналоговую базу и затем передает эти данные в ФНС. Клиенту остается только раз в месяц подтверждать корректность разметки операций, на основе которых ФНС будет автоматически рассчитывать сумму налога.
Очень популярен и сервис документооборота — это в основном выставление счетов и закрывающие документы по сделкам, их можно полностью готовить с помощью цифровых решений.
При этом в ПСБ клиент может оплатить счет в один клик, если его контрагент также открыл счет в нашем банке. В прошлом году спрос на эти услуги со стороны наших клиентов вырос на 40% относительно 2021 года.
Онлайн-сервис регистрации бизнеса и открытия счета особенно актуален для малых предприятий. С помощью этой услуги предприниматель может зарегистрировать бизнес и открыть счет без посещения налогового органа и офиса банка.
Мы с клиентом один раз встречаемся в удобном для него месте и выпускаем квалифицированную электронную подпись (КЭП), а дальше он использует ее для отправки документов в налоговый орган. После чего КЭП можно использовать и для открытия счета, и для подключения интернет— или мобильного банка. Сейчас в ПСБ более 10% всех новых клиентов приходят именно через этот сервис.
И несколько слов о персональном подходе. Почему-то распространено мнение, что цифровизация лишена индивидуального подхода. На самом деле именно с помощью инструментов big data банк имеет возможность предоставить клиенту максимально персонализированные предложения, причем в момент возникновения у него такой потребности и в удобном для него канале. А клиент уже может получить необходимый цифровой сервис в режиме онлайн за несколько кликов.
Чем известен ПСБ
ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ) — универсальный банк, основан в 1995 году. Входит в список ЦБ системно значимых кредитных организаций. Законодательно определен в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов. Предлагает широкий спектр услуг для розничных и корпоративных клиентов, в том числе для предприятий ОПК, малого и среднего бизнеса, крупных государственных контрактов.