Эксперты ПМЭФ обсудили перспективы роста российских агломераций

Обновлено 10 октября 2023, 22:39
пресс-служба
Фото: пресс-служба

К 2035 году прогнозируемое количество городских агломераций на Земле вырастет до 760 с населением более 2,6 млрд жителей, то есть почти каждый третий обитатель планеты будет жить в подобных компактно расположенных населенных пунктах, объединенных общей инфраструктурой и экономическими связями. На сессии «Агломерации: точка роста в эпоху турбулентности», прошедшей в рамках ПМЭФ-2023, эксперты обсудили основные трудности и направления развития в России подобных экономических образований, стимулирующих рост соседних регионов.

«С нашей точки зрения, агломерация — это люди. Они генерируют спрос, и это работает как эффект масштаба: чем больше жителей, тем сильнее рынок сбыта», — отметил в ходе сессии заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов. По его мнению, главное преимущество агломераций — кумулятивный эффект в разных областях экономики. Например, обладая 13% всех рабочих мест в стране, Московская агломерация создает 21% годового ВВП России.

Всего же на сегодняшний день в нашей стране насчитывается 42 агломерации, 22 из которых населяют более 1 млн человек. На крупнейшие из них, по сути, приходится половина российской экономики — 48% ВВП и 47% инвестиций в основной капитал. Но и внутри есть четкое разделение между двумя столичными мегалополисами и провинциальными агломерациями — вклад последних в экономическое развитие по-прежнему относительно скромен.

«Крупные столичные агломерации развиваются своим путем, без нашего вмешательства, и развиваются достаточно эффективно. Что касается нестоличных агломераций, то нам, конечно, есть над чем работать», — отметил в ходе дискуссии замминистра экономического развития России Дмитрий Вахруков. По его словам, на протяжении последних пяти лет вклад крупнейших из нестоличных агломераций в экономический рост, в добавленную стоимость остается неизменным, на уровне не более 1%.

«У нас не во всех агломерациях наблюдается демографический прирост, есть падающие по численности населения агломерации, не везде есть и экономический рост. В некоторых даже происходит стагнация, потому что процессы, связанные с выходом на новые рынки, с перестройкой новых секторов экономики, требуют немало времени и еще больше ресурсов», — добавила аудитор Счетной палаты России Наталья Трунова.

Темпы развития нестоличных агломераций отстают во многом из-за дефицита инфраструктуры. Яркий пример — города Ревда и Первоуральск Свердловской области не имеют между собой прямого железнодорожного сообщения, хотя располагаются в 12 км друг от друга. Вместо этого туда тянутся отдельные ветки из Екатеринбурга, лежащего на 50 км восточнее обоих. В дефиците также трудовые и земельные ресурсы, свою роль играет и слабая практика межмуниципального взаимодействия.

«Время — самый ценный для нас ресурс, иссякаемый и невозобновляемый. Поэтому транспортная связанность и скорость перемещения между точками А и Б — ключевой вопрос в развитии любой агломерации, — уверен заммэра Москвы Владимир Ефимов. — Когда мы говорим, что какие-то агломерации у нас стагнируют или медленнее развиваются, то стоит посмотреть, какие точки роста можно запустить, в том числе за счет инфраструктурных проектов».

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Владимир Ефимов

Другим сдерживающим фактором развития агломераций помимо дефицита инфраструктуры и ресурсов в Минэкономразвитии России называют отсутствие территориального планирования агломерационного уровня, когда планы регионов могут быть попросту не синхронизированы. Например, строя дорогу в одном регионе, можно упереться в ее отсутствие в другом. Сейчас ведомство разрабатывает семь проектов долгосрочной поддержки нестоличных агломераций с пилотными программами в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.

При этом развитие региона остается прерогативой регионального управления, самостоятельно определяющего пространственную стратегию развития своего региона, так что для создания агломераций нет необходимости административного слияния, уверены участники дискуссии. «Не надо никого ни с кем объединять административно. Нужно хорошие дороги сделать и быстрые электрички. Это и есть экономическое объединение. Оно даст эффекта в десять раз больше, чем некие политические процессы по объединению административных образований», — уверен вице-мэр Москвы Владимир Ефимов.

Флагманским регионом по статическим показателям выступает Москва, опыт которой можно масштабировать и перенимать. Так, заммэра столицы Ефимов в ходе дискуссии рассказал, что за период 2016–2021 годов экономика Москвы выросла на 16%, что в 1,5 раза превышает общероссийский показатель. Немалую роль в этом сыграл взятый столичными властями в 2010-х акцент на развитие инфраструктуры — впоследствии это создало хорошую базу для привлечения частных инвестиций.

Со своей стороны, и.о. гендиректора фонда «Центр стратегических разработок» Павел Смелов также обозначил развитую инфраструктуру и сильный рынок сбыта как ключевые факторы развития агломерации. Среди экономических эффектов конкретно Московской агломерации он выделил рост производительности труда, инвестиций и выпуска продукции. «Мы смогли посчитать, насколько развитие экономики Московской агломерации влияет непосредственно в денежном эквиваленте на рост других субъектов. Если выпуск продукции в Москве вырастает на 1 руб., то минимум на 20 коп. происходит рост в каждом субъекте, с которым она связана», — подчеркнул Смелов.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Павел Смелов

Участвующий в сессии губернатор Рязанской области Павел Малков подтвердил, что близость крупных агломераций стимулирует развитие соседних территорий и несет не столько риски быть поглощенным более развитым соседом, сколько возможности и стимул для роста производства, туризма и т.д. «Московская агломерация — это огромный гарантированный рынок сбыта. Это особенно актуально сейчас, во время санкций и акцента на импортозамещение. Какое бы мы предприятие сегодня ни построили, чтобы мы ни начали производить — продукты питания, зажигалки, тяжелые станки, — все это обязательно найдет своего покупателя, причем с очень коротким плечом доставки», — отметил он.

Солидарен с такой позицией и губернатор Челябинской области Алексей Текслер, отметивший, что агломерации Челябинска и Магнитогорска связаны с Москвой ничуть не меньше, чем друг с другом. И это при том, что Челябинская, Свердловская, Тюменская области, Пермский край и Башкирия сами по себе образуют крупный промышленный регион. «Агломерационные связи между нашими городами надо развивать. Во все агломерации, которые сегодня существуют, мы из Челябинска уже запустили авиамаршруты», — подчеркивает Текслер.

Новые виды экономической деятельности требуют новых территориальных единиц, уверены участники дискуссии на ПМЭФ. По примеру Китая, который выстраивает мегарегионы с Пекином и провинцией Хэбэй, российские регионы устанавливают новые кооперационные связи. Москва и область задают стандарты и успешный опыт для масштабирования в других российских агломерациях, а правительство оказывает и продолжит оказывать всестороннюю поддержку для преодоления стагнации агломераций, заключили эксперты.

Поделиться