Инфраструктура дорог будущего: цифровизация, прозрачность и контроль
Процессы цифровизации должны охватить весь жизненный цикл дорог — от строительства до эксплуатации, считают эксперты. Только в этом случае мы получим безопасные и качественные дороги, предусмотренные нацпроектом.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» рассчитан до 2030 года, и среди основных его целей — повышение качества и доступности автодорог, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры и снижение уровня аварийности.
Сегодня доля затрат на цифровизацию в строительной отрасли, по данным Минцифры РФ, составляет в среднем до 1,6% от выручки компаний, а в дорожно-строительной отрасли еще ниже — порядка 0,2–0,5%. Недостаточный уровень инвестиций в цифровизацию делает эту отрасль одной из самых консервативных, отмечает эксперт технологической практики компании «ТеДо» Александр Кульков.
«В сравнении с компаниями из сферы гражданского или промышленного строительства инфраструктурные организации гораздо консервативнее: большая их часть предпочитает работать на ручном управлении, предпринимая незначительные шаги в сторону цифровизации», — комментирует руководитель направления проектов строительства инфраструктурных объектов компании «Айбим» Анастасия Машковская. По ее словам, благодаря тренду на цифровизацию, задаваемому Министерством строительства РФ, сегодня инфраструктурное строительство в стране меняется. Подрядчики, например, автоматизируют управление графиком строительства, внедряют методологию календарно-сетевого планирования, отмечают в компании «Айбим».
Цифровизация процессов ускоряется по самым разным направлениям. «Приоритетны для отрасли технологии, имеющие прямое влияние на снижение затрат, повышение скорости дорожного строительства и безопасности дорожного движения», — добавляет Александр Кульков.
Сквозная информация
Сегодня дорожно-строительная отрасль постепенно переходит от бумажной документации к системному управлению жизненным циклом объектов на основе данных и цифровых моделей. Пока используемые в отрасли разрозненные системы плохо интегрированы между собой, на каждой стадии данные передаются в разных форматах — от 2D- и 3D-моделей до файлов Excel и PDF или документов в бумажном виде. Уход за счет автоматизации от бумажных документов обеспечит бесшовную передачу данных и минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором. Единый источник информации позволит исключить потерю информации и повысить эффективность принятия решения.
«Спрос отрасли на технологии определяет прежде всего государственный заказчик. А ему в первую очередь нужны инструменты для контроля сроков реализации проекта и процессов обмена документацией, в том числе перевод документации в электронный машиночитаемый формат», — поясняет Анастасия Машковская. Она подтверждает тренд на внедрение электронного документооборота при взаимодействии с проектировщиками для подготовки и передачи заказчику исполнительной документации, закрывающих документов.
Приоритетны для отрасли технологии, имеющие прямое влияние на снижение затрат, повышение скорости дорожного строительства и безопасности дорожного движения, добавляет Александр Кульков: «Среди них можно выделить создание цифровой среды для совместной работы с данными (проектная, рабочая, исполнительная документация), интегрированное планирование и контроль выполнения строительно-монтажных работ с применением цифровых инструментов, цифровые платформы снабжения».
Востребованная «цифра»
Развитию строительства дорог в России помогут технологии цифрового моделирования BIM (Building Information Models). Цифровая модель зданий, сооружений и объектов инфраструктуры (инженерные сети, дороги, мосты, тоннели и др.) — это виртуальное представление характеристик объекта, формируемых на протяжении всего жизненного цикла строительства.
До последнего времени BIM-технологии в основном получили распространение среди девелоперов. Постепенно они проникают и в дорожное строительство. Здесь цифровое моделирование позволяет спроектировать полную модель дороги, включая местность, сооружения, инженерные коммуникации и сети. Единая цифровая платформа обеспечит всем участникам строительства доступ к полному спектру информации по объекту в режиме онлайн, чтобы оперативно учитывать риски и корректировать задачи. При внесении изменений в проект они отображаются на всех уровнях и для всех участников автоматически.
Внедрение и активное использование BIM-технологий позволит сократить издержки, а также время, отведенное на реализацию проекта. В Китае в рамках строительства скоростной магистрали Чэнду — Ибинь строительная компания SRBG использовала продукты Bentley Systems для создания и оптимизации информационной модели — это позволило на 15% увеличить скорость проектирования и на 20% — скорость производства, рассказывает Александр Кульков. А применение BIM-решения компанией «Автобан» при строительстве ЦКАД-4 в России сократило время на проектирование сложных съездов в среднем с 100–110 человекодней до 15–20.
Транспортный интеллект
По данным «Ростелекома», в дорожной отрасли сегодня активно внедряются цифровые платформы для различных транспортных подсистем — это также подразумевает нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В частности, речь идет о внедрении интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек, а это 64 города в 42 субъектах РФ. Оператор сегодня внедряет ИТС более чем в 30 городских агломерациях. По оценкам «Ростелекома», такой подход увеличивает пропускную способность улично-дорожной сети на 20%, а среднюю скорость движения транспортных средств в городе — на 15%, снижая аварийность на 25%.
«Спрос на технологии в транспортной отрасли связан с повышением эффективности работы дорожных служб, оптимизацией затрат, снижением загруженности улично-дорожной сети, повышением комфорта для участников дорожного движения, увеличением мобильности граждан, повышением качества и безопасности дорожного движения», — констатирует директор направления интеллектуальных транспортных систем «Ростелекома» Дмитрий Марков. На этом фоне он отмечает рост спроса на технологии, связанные с внедрением искусственного интеллекта, машинного зрения, облачных технологий, анализа и моделирования транспортных потоков, высокоскоростных сетей мобильной связи. Речь идет о повышении эффективности сбора и анализа больших объемов данных.
В «Ростелекоме» говорят о спросе на технологии, связанные с беспилотным транспортом, электромобилями, мультимодальными транспортными перевозками. Развитие непилотируемого транспорта в РФ может стать существенным драйвером для роста уровня цифровой зрелости отрасли в целом, считают в «ТеДо». К примеру, применение китайским производителем строительной техники XCMG — автономных катков и асфальтоукладчиков — позволило сократить расход топлива на 15% и повысить эффективность работ на 20%.