Гендиректор «Аквилона» — о том, как сделать морские круизы массовыми
Руководитель «Судоходной компании Аквилон» Станислав Наумов рассказал о том, почему объемы морского круизного отдыха в России пока несопоставимы с американскими или европейскими показателями.
— В отличие от внутреннего речного туризма, который, по данным Минтранса, показал в 2022 году рост на 35%, морские круизные маршруты сейчас выбирают не более 5% путешественников-россиян. Почему?
— До пандемии это направление показывало неплохой рост, но в абсолютных цифрах речь шла максимум о 100 тыс. россиян ежегодно. Основная причина — отсутствие полноценных предложений круизов для российского рынка с выходом из российского порта. А зарубежными круизными маршрутами увлекались в основном опытные путешественники. Пока морские круизы в России — нишевый отдых, и, чтобы это поменять, нужно проделать большой путь.
С приходом морских круизов из Сочи на лайнере Astoria Grande (российская «Судоходная компания Аквилон» является генеральным агентом по продаже морских круизных туров на этом лайнере) ситуация меняется, но за год этот лайнер способен перевезти суммарно порядка 35–45 тыс. туристов. По сравнению с числом тех, кто, например, в разгар сезона приезжает в Краснодарский край на отдых, это небольшая цифра. Тем не менее перспективы впечатляют — например, в 2019 году мировой круизный рынок оценивался в 30 млн пассажиров.
Конечно, пандемия обрушила эту индустрию, но восстанавливается все очень высокими темпами. За рубежом морские круизы — это массовый туристический сегмент.
— Есть ли законодательные или инфраструктурные препятствия для развития этого направления?
— Препятствий такого рода для развития морских круизов я не вижу, большинство проблем касались инфраструктуры и уже решены. В Сочи есть прекрасно оборудованный, удобный и современный терминал, который за два-три часа спокойно пропускает более тысячи пассажиров. Возможности этого терминала больше: в сутки он может пропускать пассажиров двух круизных лайнеров. А, например, у Морского фасада в Петербурге пропускная способность втрое выше, чем в Сочи. Планируется завершение строительства круизного терминала в Калининграде, есть развитая пассажирская инфраструктура во Владивостоке. Даже в сегодняшней ситуации в Сочи и на Дальнем Востоке, помимо обслуживания российских пассажиров, есть возможности развивать въездной круизный туризм. Ограничением является то, что порт Сочи по стоимости судозахода самый дорогой в Черном море. Это не может не отражаться на конечной стоимости круиза.
Однако основной ограничительный фактор — в России очень мало людей знают, что такое морской круиз. И ключ к успеху один — рассказать обо всех его преимуществах, о том, что такая возможность существует прямо здесь и сейчас, донести, насколько это интересный и при этом комфортный вид отдыха.
— «Судоходная компания Аквилон» — генеральный агент по продажам круизов на лайнере Astoria Grande. Самим судном оперирует турецкая круизная компания Miray Cruises International, крупный игрок рынка. Ваш бизнес стартовал в середине 2022 года. Почему был выбран столь непростой для туриндустрии момент?
— Появилась возможность получить достаточно низкий порог входа в этот бизнес, этим и воспользовалась турецкая фирма. В пандемию COVID-19 все круизные компании были вынуждены остановить операции. Месяц содержания в отстое большого круизного лайнера обходится примерно в €0,5 млн. Так что компании с большим флотом, в 50–100 единиц, со временем начали распродавать суда по достаточно низким ценам. Этим воспользовались новые игроки, включая Miray Cruises International, обладавшую на тот момент опытом оперирования круизными лайнерами. Выход на российский рынок с круизами «Сочи — Турция» — самое очевидное решение. Подобный проект рано или поздно был бы реализован, но пандемия в какой-то степени дала возможность облегчить финансовую нагрузку на оператора.
— Сокращение возможностей выезда россиян за рубеж сказалось на спросе?
— Речь здесь идет скорее просто о переоценке стоимости привычных направлений отдыха. Есть еще одно обстоятельство: геополитическая неопределенность подтолкнула многих россиян к тому, чтобы планировать путешествия в более гостеприимные, по их мнению, регионы мира. В этом отчасти причина роста популярности внутрироссийских маршрутов, и в частности речных круизов. Поэтому для морского круиза важно, чтобы это был полноценный продукт для российского рынка, с выходом из российского порта. Главное, чтобы круизный оператор, который пришел на российский рынок, обладал опытом и ресурсами.
— Каков сегодня портрет клиента, отправляющегося в морской круиз?
— Рисовать такой портрет явно преждевременно. Рынок только формируется, и покупают морские круизы люди совершенно разные. По данным нашей компании, до 80% пассажиров — те, кто пробует этот вид отдыха впервые. Они сравнивают его с пакетным отдыхом в Турции или Египте. И здесь преимущества морских круизов очевидны. Вы берете чемодан, проходите границу в Сочи, заселяетесь в каюту и семь дней перемещаетесь по популярным мегаполисам, таким как Стамбул, по старинным портовым городам, в которые массовый турист, скорее всего, не доберется, а это настоящие жемчужины Турции. Большинство людей идут за тем, чтобы попробовать иной вид отдыха и получить новые впечатления.
Если характеризовать тех, кто уже с нами путешествовал, с точки зрения географии, то на первом месте Москва, второе место делят Санкт-Петербург и Краснодарский край. В целом это туристы старше 30 лет. Весна и осень — люди более старшего возраста, которым важны комфортная температура и посещение исторических мест. Летом — молодые семьи с детьми, а детскому отдыху на борту уделяется большое внимание.
Маршруты разнообразны — каждый подберет что-то на свой вкус и кошелек: от коротких круизов на три-четыре дня и семидневных маршрутов в Турцию до путешествия в Египет. К примеру, летом мы предлагаем круизы с заходом в Чешме — это Средиземное море, где есть и пляжный отдых, и посещение красивых исторических мест. Новинка — двухнедельные круизы в Египет, которые будут запущены в ноябре—декабре 2023 года, в разгар предновогоднего турсезона.
Мы делаем ставку на сохранение комфорта для наших пассажиров. Сейчас это отсутствие необходимости оформлять визу. Фактически для путешествия в Египет или Турцию нужен только загранпаспорт.
— Морские путешествия считаются едва ли не самым безопасным видом отдыха. Так ли это?
— Действительно, число происшествий на борту круизных лайнеров, согласно мировой отраслевой статистике, минимально. Подчеркну в связи с этим сразу несколько аспектов. Во-первых, это международные стандарты морской безопасности. Судно находится под надзором международного классификационного общества, органа технического надзора в судостроении и мореплавании, и соблюдает соответствующие технические требования, завязанные в том числе на страховку. Одно из многих надзорных требований — количество спасательных средств на борту лайнера в соответствии с нормативами должно вдвое превышать максимальное число пассажиров лайнера.
Второй аспект — безопасность пассажиров, и здесь речь идет о гораздо более серьезных мерах, чем в любом отеле. Например, на борт иностранного круизного судна невозможно попасть без предварительного согласования береговых властей, в том числе пограничной и таможенной служб.
У самого судна также есть свой периметр безопасности. Всякий раз, когда вы заходите на борт, вы проходите процедуру авторизации. Капитан судна и сотрудники службы безопасности всегда знают, кто находится на борту, а кто вышел в город. Все поставки проверяются, любые продукты, запчасти, комплектующие проходят строжайший контроль как на берегу, так и на борту.
Это конкурентное преимущество по сравнению с другими видами отдыха: за безопасностью туристов следят круглосуточно и обеспечивают комфортные условия для того, чтобы они могли наслаждаться путешествием и больше ни о чем не думать. За техническим состоянием Astoria Grande следит турецкий оператор, в апреле этого года лайнер прошел плановое докование, то есть техобслуживание, на турецкой верфи.
— Сейчас круизы по морю — едва ли не единственный пассажирский маршрут такого рода из российского порта за рубеж. Государство поддерживает подобные инициативы?
— Astoria Grande — проект турецкой компании, Российская Федерация не обязана поддерживать иностранный бизнес. Тем не менее расширение возможностей для российских граждан, считаю, соответствует государственным интересам. Думаю, что наш пример даст толчок развитию инфраструктуры для организации круизов, интерес к которым со стороны российских граждан будет только расти. Что точно в общих интересах — это популяризация морского круизного отдыха.