Закон на миллиарды: что даст новое регулирование табачного рынка

Обновлено 18 октября 2023, 11:25
Кирилл Калинников/РИА Новости
Фото: Кирилл Калинников/РИА Новости

К осени 2023 года начнет действовать новый закон, регулирующий табачный рынок. Эксперты уверены, что изменения помогут снизить долю нелегальной продукции, но долгосрочный эффект даст только системная работа.

За последние семь лет объем нелегального рынка сигарет в России вырос в 12 раз, с 1,1 до 12,9%, по данным исследования Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК). Масштаб нелегального оборота сигарет в РФ, по оценке «INFOLine-Аналитики», составляет в среднем около 1,4 млрд пачек в год — или по десять пачек контрафакта на каждого жителя нашей страны.

Объем ущерба госбюджету от неуплаты акцизов и НДС на табачную продукцию только в 2022 году составил, по данным ННЦК, 81,5 млрд руб. Впрочем, другие эксперты рынка считают, что потери государства от нелегальных сигарет составили не менее 115 млрд руб. за 2022 год. При этом табачная отрасль занимает второе место по поступлениям акцизов в федеральный бюджет после нефтегазового сектора: в прошлом году они составили 660 млрд руб., или около 3% дохода.

По оценке Минпромторга, сокращение нелегального рынка табака только на один процентный пункт дает бюджету 6 млрд руб. дополнительных акцизов.

Министр финансов Антон Силуанов говорил в интервью РБК в конце 2022 года: «Акцизов на табак мы собираем в разы больше, чем акцизов на алкоголь, а возможностей контроля меньше». Существенным шагом для изменения сложившейся ситуации стал закон, проект которого подготовил Минфин, устанавливающий государственное регулирование производства и оборота табачных изделий, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства (вчера документ подписал президент).

Согласно документу, производители и импортеры табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для них должны лицензировать свою деятельность, а также регистрировать основное производственное оборудование.

Также предусмотрено обязательное изъятие и уничтожение нелегальной табачной продукции и оборудования, находящихся в незаконном обороте.

Аналогичные нормы уже помогли сократить долю черного рынка крепкого алкоголя: по данным НИФИ Минфина, доля контрафакта на этом рынке в стране сократилась с 59% в 2015 году до 20% в 2022-м. Функции регулятора в сфере табачной и никотинсодержащей продукции будут переданы Росалкогольрегулированию, который сменит название на Росалкогольтабакконтроль. Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 года.

Рыночные перспективы

В России уже действует целый ряд мер, направленных на сокращение объемов нелегальной торговли: растут штрафы за производство и оборот немаркированной табачной продукции, а таможенные органы получили дополнительные полномочия по проверке транспортных средств.

Первое чтение в Госдуме прошел проект поправок в Уголовный кодекс (N310855-8), предполагающий ответственность (штраф до 4 млн руб. и лишение свободы до пяти лет) за производство, закупку, поставку, хранение табачных изделий без соответствующей лицензии, и проект изменений в КоАП (N310899-8), согласно которому производство или оборот табачной продукции без лицензии может повлечь штраф до 1 млн руб. или приостановку деятельности от 60 до 90 суток.

Правоохранителям уже не требуется проводить экспертизу для определения нелегальной продукции в торговой точке или на складе: система цифровой маркировки превращает любой смартфон в сканер, определяющий подлинность продукции, а единая минимальная цена, установленная государством, стала универсальным индикатором: сигареты дешевле 119 руб. сегодня однозначно нелегальные.

С вступлением в силу нового закона правоохранители получат дополнительные инструменты для борьбы с нелегальным производством внутри страны — производить сигареты «в третью смену» или неконтролируемо импортировать крупные партии табачного сырья для нелегального производства станет значительно сложнее и рискованнее.

Однако остается и другая часть проблемы — масштабная контрабанда сигарет, занимающая, по оценкам ННЦК, больше половины всего объема черного рынка. 70% в цене табачных изделий в РФ занимает налоговая составляющая. При этом за семь лет ставки акцизов выросли более чем в 2,5 раза. Только в 2021 году акцизы были увеличены на 20%. Существенная разница в ставках акцизов в России и странах ЕАЭС, с которыми у нашей страны фактически нет пограничного контроля, стимулирует переток к нам более дешевой продукции. Так, вследствие разницы в акцизах минимальная цена белорусских сигарет почти в 2,5 раза ниже российской — 50 руб. за пачку против 119 руб. Неудивительно, что Белоруссия является основным источником поставок нелегальных сигарет в Россию — 88% от всего объема нелегального ввоза, подсчитали в ННЦК.

Процесс гармонизации акцизов на пространстве ЕАЭС начат: подписаны договор по косвенному налогообложению с Белоруссией в рамках Союзного государства, соглашение ЕАЭС о гармонизации акцизов на сигареты. Однако уже сегодня ставки акцизов на сигареты в России выше, чем предусмотрено верхней границей соглашения о гармонизации на 2024 год. Во втором полугодии планируется обсуждение уровня общей индикативной ставки акцизов в странах — членах ЕАЭС в рамках соглашения о гармонизации на 2025–2030 годы, а также установления нового коридора отклонений фактических ставок от индикативной.

Как подчеркивают в отделе налоговой политики департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии, «стимул к нелегальному перетоку продукции падает, когда коридор отклонений меньше 30%, а сейчас он составляет 40%».

Среди других причин роста доли нелегальной продукции генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров называет ситуацию в новых регионах РФ, где остается много вопросов с регулированием и снабжением продовольственными товарами, в том числе табачными изделиями. Также в целом в РФ поставки контрафакта и контрабанды косвенно поддерживает снижение доходов населения, которое пытается найти более дешевую продукцию, полагает эксперт. С учетом этого, констатирует он, снизить объемы черного рынка сейчас будет непросто. По мнению Бурмистрова, принятие отдельного законодательства для табачной сферы и создание нового контролирующего органа станет позитивным фактором для рынка, но не решит все ключевые проблемы — нужны и другие инициативы.

Отраслевые инициативы

Эксперты рынка полагают, что ключевым фактором, способным сдерживать рост нелегального рынка табачной продукции, является сбалансированная акцизная политика внутри РФ, что будет способствовать сближению ставок акцизов на сигареты со странами ЕАЭС. Таким образом, нивелируется экономический стимул к перетоку в разы более дешевой на сегодня табачной продукции из той же Белоруссии в Россию.

Среди других обсуждаемых мер — включение табачной продукции в список стратегических товаров и ресурсов, что позволит без проволочек заводить уголовные дела при обнаружении контрабанды при ввозе сигарет через границы с ЕЭАС.

Согласно инициативе Счетной палаты, противодействовать незаконной торговле поможет перераспределение части табачных акцизов в региональные бюджеты и наделение регионов полномочиями по контролю за розницей на своей территории (сейчас все доходы направляются в федеральный центр). Эту идею уже поддержали Совет Федерации и Минпромторг, предложивший для начала передавать субъектам 10–15% доходов от сбора акцизов на сигареты с возможностью в дальнейшем увеличить эту долю. Такая практика также уже применяется в алкогольном секторе.

Как отмечает руководитель дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Кирилл Никитин, наличие отраслевого законодательства, повышенных требований к соискателям лицензии, а также учреждение органа по контролю и надзору в области производства и оборота табачных изделий при наличии единой минимальной цены на сигареты и цифровой маркировки, безусловно, будут способствовать сокращению доли нелегальной табачной продукции на рынке. Но для того чтобы искоренить проблему, необходимо вступление в силу всего комплекса мер, а также системный подход к правоприменению.

Поделиться
Авторы
Теги