Основатель «Стальмоста» — о роли инфраструктуры в будущем развитии России
Почему крупные инфраструктурные проекты сегодня выступают локомотивами российской экономики, рассказал основатель и генеральный директор АО «Стальмост» Игорь Юзефович.
— Какие, на ваш взгляд, главные сдвиги происходят сегодня в российской экономике?
— Современное суверенное государство требует развитой транспортной инфраструктуры. Это автомобильные и железные дороги, мосты, морские и речные порты, аэропорты. Россия — самая большая страна в мире по площади. Если же внимательно посмотреть на нашего ближайшего соседа — Китай, то становится очевидно, что мы значительно отстаем по развитию инфраструктуры, не говоря уже о странах-конкурентах: США, Канаде и Японии. Мир в текущем понимании меняется стремительно, происходит грандиозная ломка и одновременно перенастройка всей системы международной логистики энергоносителей, которые являются базисом для развития экономики России. Наша компания встроена в эту масштабную перестройку. Мы знаем, что делать и как делать, и делаем это качественно.
— Как реализовывать и развивать инфраструктурные проекты в новой экономической реальности?
— Именно инфраструктурные проблемы сегодня препятствуют ускоренному развитию российской экономики. Если проанализировать статистические данные прошлых лет, мы увидим, что глобальные перемены в обеспеченности страны транспортной инфраструктурой только начинаются. В свое время правительство утвердило программу развития транспортной инфраструктуры, и последние десять лет она активно воплощается в жизнь. Запущено большое число проектов, что автоматически порождает развитие смежных отраслей: металлургии, строительства, производства лакокрасочных изделий. Последние события привели к тому, что Россия усиливает свою экономику во внутреннем периметре. В западной части страны — от границ Белоруссии до Урала — инфраструктура достаточно развита, а вот от Урала до Дальнего Востока долгое время ситуация носила стагнирующий характер. Реализация масштабных инфраструктурных проектов позволит изменить стратегические отношения со странами-партнерами: Китаем, Индией, Пакистаном и другими.
— В перечень актуальных проблем следует добавить и международные санкции?
— Россия сейчас живет в особых условиях, но мое мнение: на такую большую страну, как наша, введенные санкции глобального влияния не оказывают. Да, они тормозят реализацию каких-то проектов, но препятствовать их развитию комплексно не в состоянии.
— В чем залог успешного развития российского мостостроения?
— В государственно-частном партнерстве. За ним будущее. Инфраструктурное строительство — денежноемкое направление, поэтому ГЧП и вообще господдержка — единственный работающий механизм реализации любых крупных проектов. Другого пути нет и не будет. Сегодня государство является ключевым инициатором этих проектов. Все мосты в том или ином виде являются государственными. В связи с этим активно развивается относительно новый для нас вид ГЧП — концессионные соглашения. Инфраструктура всегда строится под государственную медиацию. Частный бизнес не настолько крепко стоит на ногах, чтобы самостоятельно заниматься подобными масштабными проектами. Пройдет лет пятьдесят, возможно больше, и он будет готов. Но сегодня без руководящей и направляющей роли государства это просто невозможно.
Мне импонирует, что наше государство инвестирует в людей и инфраструктуру. Не зря говорят: постройте мосты и дороги, и вы будете богаты. Мост изменяет жизнь целого региона, люди получают доступ к новым месторождениям, в конце концов, меняется стоимость продуктов народного потребления. Нельзя забывать, что логистические издержки в России являются высокой составляющей их стоимости.
— Какие возможности дает ГЧП вашему бизнесу?
— АО «Стальмост» выступает подрядчиком в концессионных соглашениях по таким большим проектам, как мост в Новосибирске через реку Обь со всеми существующими развязками. Его совокупная стоимость — порядка 43 млрд руб. Наша компания является подрядчиком проекта «Автомобильная дорога Солнцево — Лыткарино — Железнодорожный», в составе которого 20 сложных искусственных сооружений, включая мост через Москву-реку — это тоже концессия, с бюджетом 135 млрд руб.
Финансовым партнером данных концессий выступает Газпромбанк. Это, безусловно, лидер по инвестициям на этом рынке. Руководитель направления — первый вице-президент, начальник департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства Павел Бруссер — человек с широким кругозором, динамичный, обладающий большой пробивной силой и эффективными коммуникациями, который смог посмотреть за горизонт.
— Какие сложности сегодня испытывает мостостроительная отрасль?
— Главная сложность в том, что в отрасли не так много предприятий современного производственного цикла. Большинство участников нашего рынка можно отнести к предприятиям со статичной динамикой. Многие до сих пор возглавляют прямые наследники тех, кого еще с 1990-х принято называть «красными директорами». Управление активами, которые достались по наследству, очень своеобразный институт и не самый эффективный.
— Вы создавали «Стальмост», чтобы изменить ситуацию?
— Естественный процесс разворота государственных инвестиций на внутреннюю инфраструктуру я предвидел. Ко мне это ощущение пришло на сочинской Олимпиаде.
Компанию «Стальмост» вместе с партнерами мы собирали, скажем так, из проблемных активов. Приходилось перестраивать все бизнес-процессы, инвестировать. Игроки «из прошлой жизни» не в состоянии вкладывать в инновации такие средства, они не обладают серьезным производственным потенциалом, человеческими ресурсами, у них нет возможности привлечь высококвалифицированный руководящий персонал. Развивается новый рынок инфраструктурных инвестиций — значит, уходят старые чемпионы и появляются новые. Но вот только чемпионами они со временем становятся, если умеют быстро и качественно делать то, что им поручено. Наша отрасль не высокомаржинальная, но крайне инвестиционноемкая. И тут речь идет не только о технологических процессах, но и о кадрах, профессионалах.
— Сейчас в состав компании входят два актива. Какие задачи стоят перед коллективами этих предприятий?
— Первое предприятие расположено в Ярославле — это Завод № 50, он старейший в России. Был первенцем в отрасли — в прошлом году отметил 90 лет. Мы модернизировали его и всего лишь за год увеличили объем производства в три раза.
Вторая наша производственная площадка находится в Тюмени. Благодаря действенной помощи властей — тогда еще губернатора Тюменской области Владимира Якушева — мы восстановили предприятие и сделали его передовым. Нынешний губернатор Александр Моор нам тоже активно помогает.
В Ярославле и Тюмени есть два учебных центра, мы активно сотрудничаем с лучшими профильными учебными заведениями. Стараемся заполучить одаренных и перспективных выпускников, которых видим на профильных факультетах. Присутствуем на госэкзаменах, зовем в свои учебные классы, на практику.
Нам нужны люди амбициозные, желающие улучшить свою жизнь, изменить ее качество, сделать какой-то личный прорыв. В этом бизнесе первое — люди. И только потом — заказы, технологии, проекты.
Мы — производственная компания, где ценится заводская культура. А это и наставничество, и трудовые династии, и довольно высокий уровень оплаты труда. Наша задача как управленцев — создать лучшие условия работы.
Сегодня в нашей компании работает 1850 человек, и мы выпускаем в год 70 тыс. тонн мостовых конструкций, а также обсадные трубы, быстровозводимые здания и опорные мостовые части. На предприятии внедрена ERP-система планирования и управления производством, используются технологии 3D-проектирования, задействован современный станочный парк. Широко применяется вахтовый метод. Не мы его придумали, но грамотно используем опыт предыдущих поколений. Набор этих факторов дает отличные показатели по выработке.
— Какова доля АО «Стальмост» в сегменте российского производства мостовых металлоконструкций?
— По нашим оценкам — четверть. В настоящий момент рассматриваем приобретение еще ряда компаний, потому что знаем, как из стагнирующего предприятия сделать успешный и процветающий проект. Но я не буду торопить события. Скоро в прессе, думаю, результаты будут обнародованы.
Считаю, за этот и следующий годы сумеем сформировать компанию, которая будет производить качественную продукцию в объемах, удовлетворяющих минимум 50% запросов по России. Цель к концу 2024 года — вырасти более чем вдвое. «Стальмост» — это российская компания с миссией реализовывать проекты в нашей стране, поэтому мы будем везде, где нужны ей.