Как работает новая платформа для поставок фермерской продукции в магазины
Ретейлер «Магнит» анонсировал новую модель работы с фермерами — агрегатора для закупок и поставок сельхозпродукции с широким набором дополнительных сервисов для небольших хозяйств. Об этом представители торговой сети рассказали в ходе дискуссии на платформе РБК «Фермерство: точки роста и перспективы развития в новых реалиях».
Агрегатор работает в тестовом режиме с ноября 2022 года при поддержке правительства Тульской области, но сейчас ретейлер ищет пути для масштабирования проекта на всю страну. На данный момент в нем участвуют 36 фермеров, которые поставляют молоко и молочные продукты, мясную гастрономию, свежую рыбу и овощи. «Магнит» заключает с производителями упрощенные договоры, а доставка фермерской продукции осуществляется транспортом ретейлера. В магазинах региона для этих товаров выделены специальные полки.
По словам коммерческого директора по ассортименту свежей продукции «Магнита» Егора Шумилина, исследования рынка демонстрируют высокий интерес потребителей к фермерским продуктам: «Их готовы покупать 90% респондентов, — подчеркнул топ-менеджер ретейлера. — При этом подавляющее большинство покупателей отмечают, что готовы приобретать фермерскую продукцию чаще, если она будет стоить дешевле, будет гарантированно качественной и безопасной».
На базе пилотного проекта розничная сеть тестирует весь комплекс бизнес-процессов по перевозке, обработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, включая IT-решения, управленческие стандарты и долгосрочные программы по централизации закупок, расширению географии продаж и созданию новых перерабатывающих мощностей.
По мнению министра сельского хозяйства Тульской области Алексея Степина, подобного рода помощь фермерским хозяйствам сегодня как никогда актуальна. «Потенциал российского рынка фермерских продуктов огромен. Но фермеры сталкиваются со множеством трудностей, связанных с доступом к каналам сбыта, высокой стоимостью сырья и оборудования, дефицитом оборотных средств в межсезонье, нехваткой квалифицированных кадров, потерями урожая из-за отсутствия складских мощностей. Решение этих проблем и предлагает «Магнит», — отметил Степин.
В компании рассчитывают, что использование новой платформы откроет двери в крупные торговые сети для небольших производителей, поставляющих продукцию высокого качества, но не обладающих достаточным собственным ресурсом для выхода в сетевые розничные магазины. По итогам пилотной программы «Магнит» планирует принять решение о том, каким образом и в каких регионах России будет масштабироваться модель агрегатора.
В рамках пилотного проекта действует физическая инфраструктура для централизованных закупок и хранения фермерских продуктов. Товар доставляется агрегатором с ферм на специализированную площадку для первичной обработки и переработки, а затем — в региональные магазины «Магнита».
Фермеры смогут поставлять свою продукцию и в другие торговые сети, а также на предприятия HoReCa (гостинично-ресторанного бизнеса) и в производственные компании.
Инициативу «Магнита» отметил первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин: «Покупатели уверены, что фермерская продукция сделана из натурального сырья, она самая вкусная, полезная, экологически чистая».
При этом Митин заявил, что четких критериев «фермерской продукции» не прописано нигде, чем пользуются недобросовестные производители, вводя в заблуждение граждан. «Сегодня фермером может быть и производитель, который в одиночку вырастил своими руками что-то на своей земле, и перекупщик, который привез овощи из ближнего зарубежья, — уточнил зампред комитета. — Это наносит ущерб развитию фермерства, не позволяет в полной мере воспользоваться мерами поддержки тем, кто в них нуждается».
Таким образом, по мнению сенатора, в ближайшем будущем правительству необходимо вынести четкое определение, кто такой «фермер» и каковы критерии «фермерской продукции».
В настоящее время «Магнит» сотрудничает с 420 фермерскими хозяйствами и небольшими сельхозпроизводителями. За 2022 год товарооборот фермерской продукции в розничной сети увеличился на 35% и составил 23,5 млрд руб., а общее количество наименований составило 1,9 тыс. единиц, что в полтора раза превосходит аналогичный показатель 2021 года.