Лады и Победы, шок и перспективы автопрома, параллельный импорт

Обновлено 10 октября 2023, 10:20

Санкции были шоком для всех - и для российских компаний, и для зарубежных партнёров. Сперва уход марок с рынка, остановка производства, резкий взлёт цен. Но впереди восстановление и новая экономика.

Илья Доронов разговаривал с главой Минпромторга Денисом Мантуровым в Петербурге, в рамках ПМЭФ и сразу после большого совещания по автопрому, созванного президентом. Узнали много нового: почему Антон Силуанов не говорил про Лады то, что ему приписывают, и кто из зарубежных компаний боится звонить российским партнёрам, когда появятся новые марки отечественных автомобилей и как заработал параллельный импорт. Полностью интервью с министром смотрите здесь, а ниже — самые важные и интересные моменты.

— Было большое заседание у президента, и он говорил о том, что слишком выросли цены на иностранные автомобили. Удастся ли их снизить и если да, то за счет чего? И как вы объясните вот этот рост цен, только ли это связано с тем, что мало предложений на рынке?

— Во-первых, цифры зависят и в дальнейшем от курса рубля. Если курс будет сохраняться в тех рамках, как сейчас, что достаточно тяжело для промышленности, в целом имею в виду, что, например, экспортоориентированные отрасли, имея рублевые издержки и надеясь на конкурентоспособность на внешних рынках, сегодня сталкиваются с гораздо меньшей эффективностью своей продукции. Это металлургия, химия и машиностроение. И если мы берем конкретный сюжет по автопрому и вчерашние слова нашего президента, надо иметь в виду, что закупка компонентов, сырья и материалов на автомобили, которые сегодня либо уже собраны, либо дособираются, либо проданы, либо продаются, то это все происходило как раз в феврале-марте текущего года. Когда курс был 120. Коллеги, отраслевики делали свои закупки именно в этот период времени. Куда-то нужно эти издержки закладывать, либо в цену автомобиля, либо на убытки предприятия. С учетом наличия определенного дефицита в какой-то промежуток времени. По логике это происходит именно в перекладку в цену для потребителя.

Но если говорить про долгосрочный период, все будет зависеть от того, какой будет курс. Если брать сегодняшние закупки, которые осуществляются у иностранных партнеров, на которые сейчас идет перестройка логистики и промышленных коопераций со странами юго-восточной Азии, со странами ЕврАзЭСа по производству компонентов, то могу сказать, что в итоге цена, которая сложится через три месяца (потому что цикл имеет среднесрочный период, в автопроме это от 3 до 6 месяцев, 10.25 если конечно не брать полный цикл от заказа металлов, химии, гранул для термопласт автоматов). Если мы берем средний период, от полуфабриката до готовой продукции, то 3 до 6 месяцев. Поэтому, естественно, и цены будут совершенно другими. А мы не знаем, какой будет курс, например, через 3 или 6 месяцев, и какая в итоге будет цена закупки через 3-6 месяцев сырья и материалов. Поэтому это будет процесс иметь определённую волатильность. Поэтому здесь государство и сейчас будет оказывать поддержку и подставлять своё плечо в части мер по стимулированию спроса и по компенсации в определённом смысле затрат потребителя.

— Как по вашему мнению, ещё большее присутствие китайских производителей на нашем рынке оно поможет снизить цену? Китайцы хотят приходить? Они есть в России, но мы знаем, что есть огромное количество моделей, которые есть на китайском рынке и у нас этих автомобилей нет.

— Вы правы. Ну, я думаю, что положительным доказательством того, что это будет в целом, наверное, разумным решением — это сохранение своих позиций компанией Хавел, которая работает без перебоев и при этом наращивает и темпы производства, и темпы локализации. То, что было прописано изначально в спике, надо сказать, что с учётом того, что они подписывали последними, в числе последних, если сказать точно, последним Спик 1.0. именно ещё когда этап реализовывался в 18м году. Коллеги на себя уже тогда брали повышенные обязательства и надо сказать, они их реально реализовывают.

— Уже понятно, как будет выглядеть новая программа развития отечественного автопрома о которой попросил президент?

— Мы понимаем в рабочем порядке то, как в итоге это будет выглядеть. Сегодня мы не будем этого озвучивать, потому что всё зависит до конца от результатов наших договоренностей или переговоров с иностранными производителями. То, в каком формате будет судьба их активов. Это может быть сценарий Рено. Могу сказать, что один из европейских производителей сегодня принял решение остаться и наращивать локализацию. Не буду называть. Но заявление такое, по крайней мере, прозвучало в противовес тому, какое решение принял для себя Рено. Но на самом деле Рено находились в такой двоякой ситуации. Наверное, основным триггером было даже не решение или давление политических властей, а скорее просто коллапс логистики. И это основным было триггером. У компании Рено не было возможности, глобально у компании Рено держать на себе груз по содержанию «АвтоВАЗа» и Автофрамоса на долгосрочный период в отличие от других производителей, которые заявили о том, что до конца года они будут обеспечивать выплаты зарплаты сотрудникам этих предприятий. То есть здесь нужно учитывать тоже финансово-экономическое положение каждой из групп этих международных глобальных брендов.

— Если уж заговорили про иностранные компании автомобильные и не только, после 24 февраля было такое импульсивное решение. Многие говорили: «Мы уходим, мы уходим». Сейчас нет сигналов о том, что они пожалели и уже, может быть там пытаются вернуться в Россию?

— Вы знаете, это также как и для российских предприятий изначально был шок, когда случилось то, что случилось То же самое у иностранных брендов и производителей, они сейчас находятся в этом шоке. Поэтому делать выводы о том, жалеют они или пожалеют в будущем, наверное, рано. Должно пройти какое-то время. И тогда, если мы говорим о глобальных каких-то мейджерах-производителях. Пока штаб-квартиры все это осознают, пока это все переварится в отчётностях, пока где-то спишут, где-то отметят себе убытки, где-то поймут по отчётности как это отразилось на их экономических результатах. Ну, наверное, тогда мы услышим те или иные выводы косвенно или напрямую.

— Я правильно понимаю, что хоть они и ушли из России, но контакты с нашей страной они не прервали или прервали всё-таки?

— Вы знаете, со всеми по-разному. Кто-то даже боится по телефону общаться, некоторые наоборот продолжают взаимодействовать, поддерживать те коллективы, которые они создавали, передав во временное или постоянное управление своему российскому менеджменту или своим российским партнёрам. Сейчас всё очень индивидуально. кто-то ведёт себя крайне порядочно, крайне цивилизованно А кто-то, но таких очень мало. Кто просто хлопнул дверью, убежал и наверное пожалеет точно. Ну, время покажет.

— А ещё про машины спрошу. Антон Силуанов предложил пересадить чиновников на отечественные «Лады».

— На мой ему вопрос он это не подтвердил. А это было вчера. Я ему сказал: «Антон, когда подавать тебе Ладу?» Он сказал: «Я не знаю, кто это вообще.как (так?) интерпретирует мои заявления?» Поэтому, я же не слышал, поэтому...

— Вы его не спросили, когда подавать Аурус?

— А он ездит на Аурусе. Да. Конечно, как федеральный министр.

— То есть в вашем личном общении он не подтвердил свое заявление о том, что давайте пересядем на Лады?

— Нет, не подтвердил.

— Я помню как это было в 90-е годы, когда тоже чиновников пытались пересадить на отечественные машины.

— Ну, могу сказать другое. Такое уже в нашей истории было. Могу приоткрыть чуть-чуть те планы, которые есть у нашего автопрома. Это, во-первых, ну, наверное, уже не секрет то, что будет производиться Москвич на площадке теперь уже Москвича, бывшей площадке Рено с названием Автофрамос. Но до того это было АЗЛК. То у коллег есть планы возрождения, например, бренда «Волга» или «Победа». Или и то, и то.

— В Нижнем Новгороде?

— Ну, это на разных площадках может быть реализовано с учётом того, что сегодня есть опция. Но такие планы есть.

— Когда увидим «Волги» и «Победы»?

— Посмотрим.

— Вернее, когда будет наша «Победа»? Так можно спросить.

— Посмотрим.

— Заключительный вопрос. Параллельный импорт. Как вообще заработала система, как она себя чувствует?

— Ну, могу сказать точно, что заработала. Насколько в объёмах это глобально или нет вы сами сделаете вывод, там это около $2 млрд. За период чуть больше месяца, с 6 мая. Пока идёт процесс раскачки. Примерно это 130 позиций, которые входят в перечень параллельного импорта. Поэтому, посмотрим, насколько он сбалансирует в целом потребности экономики. Но мы на это решение пошли осознанно, для того, чтобы дать возможность адаптироваться и партнёрам, и производителям, в части закупки сырья и комплектующих, агрегатов. Сделаем вывод по концу года, когда мы должны принять решение. Либо мы сворачиваем, что собственно сегодня предписано законом, либо, если что-то потребуется по продлению, попробуем принимать отдельные решения. Но мы исходим из того, что это временное решение до конца года.

Полное интервью с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым

Поделиться