Эксперты фармрынка оценили целесообразность поправок к закону о рекламе
В Госдуму повторно внесен законопроект о запрете рекламы на телевидении и радио лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта. Авторы инициативы предлагают оставить такую рекламу только на специализированных телеканалах и в специальных радиопрограммах с участием медицинских и фармацевтических работников. По их мнению, навязчивая реклама лекарственных средств приводит к тому, что человек начинает заниматься самолечением и может нанести непоправимый вред своему здоровью.
Однако подобное утверждение не находит поддержки не только у представителей фарминдустрии, которые живут по законам рынка и нуждаются в рекламе, но и у врачебного сообщества. Эксперты и участники рынка обсудили законодательные новации в рамках круглого стола «Реклама безрецептурных лекарств: в поисках компромисса в интересах общественного здоровья», который прошел 23 марта в онлайн-формате.
Так, сопредседатель Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Антон Наумов считает, что в самолечении нет ничего страшного, если человек подходит к этому ответственно. «В понимании Всемирной организации здравоохранения ответственное самолечение — это не отказ от профессиональной медицинской помощи, а возможность для людей получить первичные знания и навыки для самостоятельной заботы о своем здоровье и для снижения избыточной зависимости от системы здравоохранения», — подчеркнул Наумов.
В качестве примера терапевт привел пациентов с заболеваниями сахарным диабетом или бронхиальной астмой, которые благодаря определенным знаниям могут позволить себе вести обычный образ жизни.
«Необходимо повышать уровень медицинской грамотности населения. Снижения вреда от препаратов можно достичь только за счет информированности, — уверен Наумов. — Тогда концепция ответственного самолечения станет продолжением системы здравоохранения, а не альтернативой получения квалифицированной медицинской помощи. Ответственное самолечение поможет снизить растущую нагрузку на систему и в будущем поможет снизить медицинское и социальное бремя заболеваний».
По мнению депутата Госдумы VI созыва Александра Тарнавского, принятие запретов всегда имеет побочный эффект. «Реклама определенная нужна, потому что она помогает встать на ноги отечественной фарминдустрии, — уверен политик. — Кроме того, она помогает воспитывать ответственного человека. Если он заботится о себе и самостоятельно решает, как выбирать лекарственные препараты, то в конечном счете это снижает нагрузку на государственную систему здравоохранения и снижает расходы, которые выделяются на нее из бюджета».
«Путь запретов самый простой, но самый опасный, — считает эксперт Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС Мария Борзова. — Путь же развития ответственного самолечения и информирования потребителя самый правильный».
По ее словам, в мировой практике повсеместно внедряются специальные программы поддержки и обучения пациентов, которые работают в том числе и на предотвращение антибиотикорезистентности (частный случай устойчивости к противомикробным препаратам, когда бактерии становятся устойчивыми к антибиотикам). Эти программы действуют во многом благодаря системе информирования, важной составляющей частью которой является реклама.
«Количество судебных разбирательств о недобросовестной рекламе упало до единичных случаев в год, — подчеркнула Борзова. — Контроль за рекламными роликами стал многоступенчатым».
Таким образом, по мнению эксперта АФП ЕАЭС, введение дополнительных ограничений нецелесообразно.
«Запрещать рекламу безрецептурных препаратов нельзя, — считает доктор Наумов. — Если препарат отпускается без рецепта, то риски, связанные с его применением, минимальны».
По мнению экспертов, важно разделять понятия «реклама» и «информирование». Последнее призвано помочь пациентам задуматься о своем здоровье, что может привести к своевременному выявлению множества факторов риска и потенциально опасных заболеваний.