Сигареты попали в топ-6 самых оборачиваемых продуктов в России
Табачные изделия заняли шестое место в списке самых оборачиваемых товаров в российской продовольственной рознице, уступив лишь алкогольным напиткам, молочным продуктам, кондитерским изделиям, мясу и мясным изделиям, выяснили РБК Исследования рынков.
Подробнее о результатах исследования читайте тут
В 2021 году розничные продажи табачной продукции в России составили 1,2 трлн руб. В целом, как говорится в исследовании со ссылкой на данные InfoLine, оборот розничной торговли в сегменте продуктов питания (категория включает в себя напитки и табачные изделия) вырос на 11% и составил 18,4 трлн руб. В тройке лидеров по наибольшему вкладу табачной индустрии в розничную торговлю — Ульяновская область (12,8%), а также Пензенская и Владимирская области (12,1% и 11,8% соответственно). Следом идут Сахалинская область (11,5%) и Камчатский край (11,3%). Кроме того, табачные изделия занимают наибольшую долю (от 7,1 до 7,9%) в розничных продажах продуктов питания в Уральском, Сибирском, Северо-Западном и Дальневосточном федеральном округах.
Эксперты называют табачные изделия трафикообразующим товаром. Потребители часто берут с сигаретами и другие товары из продуктовой корзины, объясняет председатель комиссии по малоформатной, нестационарной и мобильной торговле «Опоры России» Владлен Максимов. По его словам, это особенно актуально для малой розницы: небольшие магазины держатся на плаву во многом благодаря табачным изделиям.
В исследовании также говорится о снижении за пять лет почти вдвое (с 8,1 до 4,5 млрд штук) импорта табачной продукции. В 2021 году 98% внутреннего рынка табачной продукции в России обеспечено собственным производством. В 2017-м показатель был ниже — 96,3%. Исследование показывает, что табачная отрасль в России является экспортоориентированной — объем вывоза табачной продукции почти в четыре раза выше, чем объем ввоза (доля импорта в объеме рынка составляет 2%, доля экспорта в производстве — 7,6%).
Согласно исследованию, всего в производстве табачных изделий по всей России заняты почти 15 тыс. человек (0,3% от работников всего отечественного производственного сектора). В лидерах — Санкт-Петербурге, Ленинградской и Волгоградской областях, где доля занятых в этой индустрии составляет 3%, 3,6% и 2% соответственно. При этом табачная отрасль дает высокий мультипликатор занятости: на одно рабочее место в индустрии приходится почти 7 рабочих мест в других секторах, говорится в материалах РБК Исследования. Например, в смежных и поддерживающих отраслях заняты более 10 тыс. человек, еще более 15 тыс. — в оптовой торговле табачными изделиями, 24 тыс. — в сфере логистики и складирования, более 46 тыс. человек заняты в розничной торговле табачными изделиями. Всего, отмечается в исследовании, табачная индустрия обеспечивает 114 тыс. рабочих мест.
Несмотря на постоянный рост цен, вызванный регулярным повышением акцизов со стороны государства (только в 2021 году они выросли на 20%), доля табачной индустрии в общем объеме розничных продаж продуктов питания в последние годы почти не меняется (6% — в 2017 году, 6,5% — в 2021-м).