Sberbank CIB заметил снижение поддержки рубля экспортерами
Продавая валютную выручку, крупнейшие российские корпорации отчасти определяли динамику курса рубля, пишет в своем обзоре аналитик Sberbank CIB Искандер Луцко. Большую часть таких продаж традиционно обеспечивал нефтегазовый сектор, добавляет он.
«Доля нефтегазовых компаний в структуре предложения иностранной валюты на рынке достигла пика в августе 2014 года, составив 83%. В третьем квартале 2014 года этот показатель начал снижаться, поскольку падение цен на нефть повлекло за собой сокращение выручки, и к настоящему моменту он составляет менее 50%», — пишет Луцко.
При этом он отмечает, что начиная со второй половины 2014 года нефтегазовый сектор продавал иностранной валюты больше, чем требовалось для финансирования его основных денежных расходов. Таким образом, компании выполняли требование правительства поддержать «упавший» рубль.
Сейчас ситуация меняется, и компании будут сокращать продажи на валютном рынке, указывает Луцко. По его оценке, в 2016 году предложение валюты в периоды налоговых платежей уменьшится вдвое: «Это означает, что ежемесячное предложение иностранной валюты упадет до $3,1 млрд. Для сравнения, в 2015 году этот показатель составлял $6,2 млрд».
Такой вывод аналитик Sberbank CIB сделал, построив модель денежных потоков нефтегазовых компаний. Возможные проблемы с ликвидностью, которые могут появляться у них из-за волатильности цен нефти, могут повлиять на корпоративные денежные потоки, указывает он.
Минимальный объем валюты, которую экспортерам будет необходимо конвертировать в этом году для налоговых выплат и финансирования операционных расходов, сократится на 44% по сравнению с 2015 годом, полагает Луцко. Кроме того, корпорациям «потребуется какая-то часть иностранной валюты для финансирования долларовых инвестпрограмм и погашения долларовых обязательств», добавляет он.
«Ранее продажа валютной выручки была определяющим фактором для курса рубля, однако сейчас ее значение уменьшилось — этот фактор лишь оказывает поддержку национальной валюте и сглаживает курсовую волатильность», — пишет аналитик.
Значимость нефтегазового сектора снижается не только для валютного рынка, но и для экономики страны в целом, добавляет Луцко. К примеру, вклад нефтегазовых компаний в федеральный бюджет упал до 28,6% — это самый низкий показатель с января 2009 года, когда нефть марки Brent котировалась приблизительно на тех же уровнях, что сейчас.
Во вторник, 26 апреля, к 17:30 мск нефть марки Brent стоила $45,3 за баррель, доллар при этом на Московской бирже стоил 66,1 руб.