Лента новостей
Soft skills: какие качества нужны руководителю и как их развить 10:16, РБК и Volkswagen NYT узнала о желании Трампа начать расследование против Клинтон 10:09, Политика «Коммерсантъ» рассказал о сомнениях регионов в исполнимости нацпроектов 10:05, Политика Провал в котировках: что ждет рынок акций на фоне падения цен на нефть 10:04, Quote В Москве поженились Лидия Федосеева-Шукшина и Бари Алибасов 09:54, Общество Как четвертая промышленная революция повлияет на транспорт в России 09:48, РБК и ГТЛК Как эволюционируют номиналы в России 09:41, Строительство  Погибший на взлетной полосе в Шереметьево оказался гражданином Армении 09:38, Общество Какой ноутбук для разъездов стоит купить и почему 09:15, РБК и Lenovo Нет слов: как торговые войны привели саммит АТЭС к уникальному результату 08:58, Мнение Жителей Камчатки предупредили о приближении девятиметровых волн 08:47, Общество Ледяные трюки: 5 самых впечатляющих зимних погонь в кино 08:45, РБК и Toyo Кабельные провайдеры в США потеряли 1 млн подписчиков: что ждет акции 08:27, Quote Арестованный Киевом из-за российских санкций сухогруз покинул Украину 08:26, Политика Украинские власти заявили о проседании Крымского моста 08:14, Политика В России введут маркировку черной икры 08:00, Бизнес 5 модных трендов этой осени 07:50, РБК Pink и KUPIVIP.RU Во Владивостоке загорелся строящийся жилой комплекс «Маринист» 07:31, Общество Эксперты назвали успехи и провалы реформ на Украине 06:57, Политика Власти США пообещали обжаловать блокировку ограничения на прием беженцев 06:48, Политика Секретный ингредиент итальянской кухни — для завтрака, обеда и ужина 06:30, РБК и Barilla Spiegel опубликовал рейтинг подверженных стихийным бедствиям стран 06:18, Общество В ЦБ рассказали о борьбе с «расширительным» толкованием китайцами санкций 06:16, Политика Минюст США обвинил медиамагната из Венесуэлы во взятках на $1 млрд 05:48, Общество NBC узнал о внедренных в караван мигрантов агентах США 05:21, Политика «Коммерсантъ» узнал об обвинении в хищении прошедшего Сирию генерала 05:06, Общество Ракета Vega с марокканским спутником стартовала с космодрома в Гвиане 05:00, Технологии и медиа Работу Facebook и Instagram восстановили после масштабного сбоя 04:47, Технологии и медиа
Нишу Райффайзенбанка на рынке автокредитования готовы занять конкуренты
Война санкций, 25 мар 2015, 21:33
0
Нишу Райффайзенбанка на рынке автокредитования готовы занять конкуренты
Райффайзенбанк прекратил выдавать автокредиты. Он входит в десятку крупнейших игроков рынка автокредитования, его долю могут поделить другие банки, радуются конкуренты
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Автокредиты минус

Райффайзенбанк c 25 марта прекратил выдавать и рефинансировать автокредиты. «Такое решение связано с негативными трендами на отечественном автомобильном рынке, свидетельствующими о крайне низком потенциале развития этого бизнеса в России в среднесрочной перспективе», — указано в пресс-релизе «Райффайзена».

Как сообщил председатель правления Raiffeisen Bank International AG (RBI) Карл Севельда в ходе конференц-колла с инвесторами, это было решение российской «дочки». По словам Севельды, она подсчитала, что рынок автокредитования очень высококонкурентный и не удовлетворяет требованиям рентабельности, которые есть у банка.

«Несмотря на то что Райффайзенбанк был крупным игроком на рынке автокредитования, мы считаем, что этот сегмент не мог бы принести большой доход в будущем», — заявил Севельда. По словам зампреда правления  Райффайзенбанка Андрея Степаненко, банк сфокусируется на более доходных направлениях — выдаче кредитных карт, ипотеке, потребительском кредитовании и приеме депозитов.

Согласно рейтингу Frank Research Group, Райффайзенбанк, по данным на 1 февраля 2015 года, входил в десятку крупнейших банков по объему портфеля автокредитов и доли на этом рынке (4,3%). По данным Райффайзенбанка, автокредиты на 1 января 2015 года составляли около 20% (41,2 млрд руб.) в общем объеме розничного кредитного портфеля (210,1 млрд руб.).

Исполнительный директор компании «Рольф» Виталий Павловский считает, что решение о сворачивании автокредитных программ в России стало следствием неуверенности европейского банка в перспективах восстановления автомобильной отрасли в России — менеджмент, видимо, решил минимизировать экономические риски. По мнению гендиректора «Эксперт РА» Павла Самиева, уход означает, что банк вообще не верит в восстановление рынка и его рентабельность даже на горизонте двух-трех лет.​​

По мнению начальника аналитического управления Национального рейтингового агентства Карины Артемьевой, решение Райффайзенбанка уйти с рынка автокредитования в ситуации обвала продаж и высоких ставок взвешенное: банк сократит административные расходы, в первую очередь на персонал [только в дилерских центрах работало около 300 специалистов], а также расходы на будущее резервирование. Вернуться на авторынок «Райффазен» сможет без особых сложностей — благодаря силе бренда, наличию собственной офисной сети и опыту топ-менеджмента в этой деятельности. С Артемьевой соглашается аналитик S&P Роман Рыбалкин, добавляя, что у Райффайзенбанка есть доступ к недорогому фондированию и при желании он может выдержать ценовую конкуренцию в любом секторе рынка. ​​​​

Для конкурентов плюс

Директор департамента автокредитования банка «Сетелем» («дочка» Сбербанка», занимается автокредитованием) Владимир Мартюков считает, что уход с рынка Райффайзенбанка — плюс для других игроков, поскольку они быстро займут его место. Другая «дочка» европейского банка — ЮниКредит Банк — с рынка не уходит, сообщил директор департамента розничных продаж Иван Матвеев, предупреждая, впрочем, что общий уровень автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения автомобилей от дистрибьюторов.

Владимир Мартюков считает, что дно кризиса пройдено. «Цены на автомобили постепенно снижаются, ставки — тоже. Плюс государственные субсидии позволят сразу же привести кредитное предложение на уровень начала 2014 года», — говорит он. По его словам, если в январе этого года доля автокредитов в общем объеме продаж автомобилей была на уровне 8%, то уже в марте она составляла 13–15%. «Полагаю, к концу 2015 года мы вернемся на уровень 35%», — прогнозирует Мартюков.

Субсидий надолго не хватит

Спрос на автокредиты упал из-за резкого роста банковских ставок — с 13–15 до 19–21%, поясняют дилеры, а также из-за снижения потребительской активности. Например, продажи автомобилей в январе–феврале упали на 32,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 243,8 тыс. штук. Из-за падения доходов населения вырос риск просрочек по кредитам.

Сейчас некоторые банки врем​​​​​​енно приостанавливают или вообще закрывают автокредитование, отмечает директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. По его словам, объем предложений банков по автокредитам снизился на 15,3%. «Снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы в стране приводит к снижению количества одобрений по автокредитам», — полагает Зиновьев, добавляя, что банки потеряли уверенность в долгосрочной платежеспособности заемщиков. «В прошлом году в компании «Рольф» средняя доля продаж в кредит составляла порядка 42%, сейчас она упала до 17%. Все это — на фоне продолжающегося падения продаж автомобилей», — отмечает Павловский из «Рольфа».

В настоящий момент правительство готовится запустить государственную программу льготного автокредитования. Предварительно на нее будет выделено 1,5 млрд руб. В рамках программы государство компенсирует банкам 70% от ключевой ставки ЦБ (сейчас — 14%). Это существенно удешевит стоимость заемных средств, что стимулирует спрос на автокредиты, полагает руководитель управления кредитования и страхования ГК «Автомир» Иван Романов. Впрочем, по его словам, ситуация на рынке автокредитования не сильно изменится, так как выделенных программой денег хватит на пару месяцев.

В целом на поддержку автопрома в 2015 году государство планирует выделить 25 млрд руб. — это программы стимулирования спроса на автомобили, в том числе программа утилизации и trade-in.

Ушел из регионов

В среду, 25 марта, Райффайзенбанк также объявил о закрытии своих отделений в 15 городах, «малоперспективных с точки зрения развития клиентской базы». До 30 октября 2015 года банк планирует закрыть точки в Ангарске, Братске, Барнауле, Волжском, Златоусте, Магнитогорске, Иваново, Ижевске, Нефтеюганске, Советске, Ставрополе, Старом Осколе, Таганроге, Тольятти и Чите.

Ранее Райффайзенбанк объявил о закрытии к 1 сентября 2015 года отделений в шести дальневосточных регионах России — в Магадане, Владивостоке, Якутске, Хабаровске, Благовещенске и Петропавловске-Камчатском.

Оптимизация сети затронет в первую очередь клиентов — физических лиц, а также компании малого и микробизнеса. С корпоративными клиентами банк продолжит сотрудничество на дистанционной основе, предложив им открыть счета в других городах присутствия, сказано в пресс-релизе Райффайзенбанка.

Также банк начал продавать портфели кредитов, в частности портфель кредитов, выданных физлицам и клиентам из сегмента малого и микробизнеса, на Дальнем Востоке он продаст Азиатско-Тихоокеанскому банку. Объем этого портфеля составляет 3,5 млрд руб., сделка состоится в апреле.

Целенаправленной работы по поиску покупателя на кредитные портфели в других регионах Райффайзенбанк не ведет, но при этом открыт для предложений, сообщила его пресс-служба.

Райффайзенбанк будет развивать бизнес в Москве, где до конца 2015 года планирует открыть шесть новых отделений. После завершения реструктуризации операционная сеть Райффайзенбанка сократится до 177 отделений в 44 городах из 39 регионов России. В сообщении банка подчеркивается, что общее количество офисов по России «значительно не изменится».

Как заявил Карл Севельда, до конца 2017 года Райффайзенбанк сократит в России активы, взвешенные по риску, на €5,1 млрд. По всему бизнесу группы — на €25,7 млрд. Большее, чем в России, сокращение ожидается только в Польше — на €8,1 млрд.