Лента новостей
Кудрин рассказал о влиянии дела Серебренникова на культуру 11:43, Общество Какие факторы определяют развитие мирового рынка стали 11:40, Партнерский материал В Киеве двери Андреевской церкви закидали «коктейлями Молотова» 11:38, Политика Управделами президента объяснил отказ от сооружения Парламентского центра 11:36, Политика Книгоиздатели предложили «Яндексу» подписать антипиратский меморандум 11:30, Технологии и медиа Полезные знакомства для бизнеса: где, как и когда 11:17, РБК и Открытие Два аварийных самолета Air France вылетели из Иркутска в Париж 11:11, Общество Камера над знаком «Стоп»: как работает и почему столько штрафов 11:00, Авто Секреты фиаско: четыре невидимые причины отказа в выдаче кредита 10:59, Потребрынок  Сибирячку обвинили в переводе денег бывшей жене боевиков 10:57, Общество «Токсичная» атмосфера в компании: кто виноват и как все исправить 10:55, РБК и Volkswagen «Ожидаем снижения до $3 тыс.»: биткоин обновил годовой минимум 10:52, Крипто Кадыров подарил Mercedes отжавшемуся более четырех тысяч раз мальчику 10:52, Общество Валерий Карпин объяснил отказ от предложения вернуться в «Спартак» 10:45, Спорт Битва дизайнеров: как по-разному можно оформить одну и ту же квартиру 10:37, РБК и Экспострой на Нахимовском Спальня наверху: сколько стоят двухэтажные квартиры и где их искать 10:20, Недвижимость Единственный участник выборов главы Хакасии вступил в должность 10:16, Политика Давление на российский рынок и валюту ослабло: смогут ли они укрепиться 10:09, Quote Instagram назвал ошибкой восстановление страницы Кадырова 10:07, Технологии и медиа Профессор оценила траты США на военные операции с 2001 года в $5,9 трлн 10:06, Политика Enel: как преобразился бизнес крупнейшей энергетической компании 10:06, РБК и Schneider Electric В Кремле определились с датой ежегодной пресс-конференции Путина 10:00, Политика Управделами пообещало пересадить госслужащих на машины проекта «Кортеж» 09:50, Политика ФАС заявила об атаке ворующих служебные пароли хакеров 09:48, Технологии и медиа Президент Филиппин решил поспать вместо встреч на саммите АСЕАН 09:31, Политика Обратная сторона ипотечного бума: что будет с просрочкой платежей 09:27, Строительство  5 модных трендов этой осени 09:25, РБК Pink и KUPIVIP.RU Набиуллина назвала методы борьбы с рисками для финансовой стабильности 09:08, Финансы
Нишу Райффайзенбанка на рынке автокредитования готовы занять конкуренты
Война санкций, 25 мар 2015, 21:33
0
Нишу Райффайзенбанка на рынке автокредитования готовы занять конкуренты
Райффайзенбанк прекратил выдавать автокредиты. Он входит в десятку крупнейших игроков рынка автокредитования, его долю могут поделить другие банки, радуются конкуренты
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Автокредиты минус

Райффайзенбанк c 25 марта прекратил выдавать и рефинансировать автокредиты. «Такое решение связано с негативными трендами на отечественном автомобильном рынке, свидетельствующими о крайне низком потенциале развития этого бизнеса в России в среднесрочной перспективе», — указано в пресс-релизе «Райффайзена».

Как сообщил председатель правления Raiffeisen Bank International AG (RBI) Карл Севельда в ходе конференц-колла с инвесторами, это было решение российской «дочки». По словам Севельды, она подсчитала, что рынок автокредитования очень высококонкурентный и не удовлетворяет требованиям рентабельности, которые есть у банка.

«Несмотря на то что Райффайзенбанк был крупным игроком на рынке автокредитования, мы считаем, что этот сегмент не мог бы принести большой доход в будущем», — заявил Севельда. По словам зампреда правления  Райффайзенбанка Андрея Степаненко, банк сфокусируется на более доходных направлениях — выдаче кредитных карт, ипотеке, потребительском кредитовании и приеме депозитов.

Согласно рейтингу Frank Research Group, Райффайзенбанк, по данным на 1 февраля 2015 года, входил в десятку крупнейших банков по объему портфеля автокредитов и доли на этом рынке (4,3%). По данным Райффайзенбанка, автокредиты на 1 января 2015 года составляли около 20% (41,2 млрд руб.) в общем объеме розничного кредитного портфеля (210,1 млрд руб.).

Исполнительный директор компании «Рольф» Виталий Павловский считает, что решение о сворачивании автокредитных программ в России стало следствием неуверенности европейского банка в перспективах восстановления автомобильной отрасли в России — менеджмент, видимо, решил минимизировать экономические риски. По мнению гендиректора «Эксперт РА» Павла Самиева, уход означает, что банк вообще не верит в восстановление рынка и его рентабельность даже на горизонте двух-трех лет.​​

По мнению начальника аналитического управления Национального рейтингового агентства Карины Артемьевой, решение Райффайзенбанка уйти с рынка автокредитования в ситуации обвала продаж и высоких ставок взвешенное: банк сократит административные расходы, в первую очередь на персонал [только в дилерских центрах работало около 300 специалистов], а также расходы на будущее резервирование. Вернуться на авторынок «Райффазен» сможет без особых сложностей — благодаря силе бренда, наличию собственной офисной сети и опыту топ-менеджмента в этой деятельности. С Артемьевой соглашается аналитик S&P Роман Рыбалкин, добавляя, что у Райффайзенбанка есть доступ к недорогому фондированию и при желании он может выдержать ценовую конкуренцию в любом секторе рынка. ​​​​

Для конкурентов плюс

Директор департамента автокредитования банка «Сетелем» («дочка» Сбербанка», занимается автокредитованием) Владимир Мартюков считает, что уход с рынка Райффайзенбанка — плюс для других игроков, поскольку они быстро займут его место. Другая «дочка» европейского банка — ЮниКредит Банк — с рынка не уходит, сообщил директор департамента розничных продаж Иван Матвеев, предупреждая, впрочем, что общий уровень автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения автомобилей от дистрибьюторов.

Владимир Мартюков считает, что дно кризиса пройдено. «Цены на автомобили постепенно снижаются, ставки — тоже. Плюс государственные субсидии позволят сразу же привести кредитное предложение на уровень начала 2014 года», — говорит он. По его словам, если в январе этого года доля автокредитов в общем объеме продаж автомобилей была на уровне 8%, то уже в марте она составляла 13–15%. «Полагаю, к концу 2015 года мы вернемся на уровень 35%», — прогнозирует Мартюков.

Субсидий надолго не хватит

Спрос на автокредиты упал из-за резкого роста банковских ставок — с 13–15 до 19–21%, поясняют дилеры, а также из-за снижения потребительской активности. Например, продажи автомобилей в январе–феврале упали на 32,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 243,8 тыс. штук. Из-за падения доходов населения вырос риск просрочек по кредитам.

Сейчас некоторые банки врем​​​​​​енно приостанавливают или вообще закрывают автокредитование, отмечает директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. По его словам, объем предложений банков по автокредитам снизился на 15,3%. «Снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы в стране приводит к снижению количества одобрений по автокредитам», — полагает Зиновьев, добавляя, что банки потеряли уверенность в долгосрочной платежеспособности заемщиков. «В прошлом году в компании «Рольф» средняя доля продаж в кредит составляла порядка 42%, сейчас она упала до 17%. Все это — на фоне продолжающегося падения продаж автомобилей», — отмечает Павловский из «Рольфа».

В настоящий момент правительство готовится запустить государственную программу льготного автокредитования. Предварительно на нее будет выделено 1,5 млрд руб. В рамках программы государство компенсирует банкам 70% от ключевой ставки ЦБ (сейчас — 14%). Это существенно удешевит стоимость заемных средств, что стимулирует спрос на автокредиты, полагает руководитель управления кредитования и страхования ГК «Автомир» Иван Романов. Впрочем, по его словам, ситуация на рынке автокредитования не сильно изменится, так как выделенных программой денег хватит на пару месяцев.

В целом на поддержку автопрома в 2015 году государство планирует выделить 25 млрд руб. — это программы стимулирования спроса на автомобили, в том числе программа утилизации и trade-in.

Ушел из регионов

В среду, 25 марта, Райффайзенбанк также объявил о закрытии своих отделений в 15 городах, «малоперспективных с точки зрения развития клиентской базы». До 30 октября 2015 года банк планирует закрыть точки в Ангарске, Братске, Барнауле, Волжском, Златоусте, Магнитогорске, Иваново, Ижевске, Нефтеюганске, Советске, Ставрополе, Старом Осколе, Таганроге, Тольятти и Чите.

Ранее Райффайзенбанк объявил о закрытии к 1 сентября 2015 года отделений в шести дальневосточных регионах России — в Магадане, Владивостоке, Якутске, Хабаровске, Благовещенске и Петропавловске-Камчатском.

Оптимизация сети затронет в первую очередь клиентов — физических лиц, а также компании малого и микробизнеса. С корпоративными клиентами банк продолжит сотрудничество на дистанционной основе, предложив им открыть счета в других городах присутствия, сказано в пресс-релизе Райффайзенбанка.

Также банк начал продавать портфели кредитов, в частности портфель кредитов, выданных физлицам и клиентам из сегмента малого и микробизнеса, на Дальнем Востоке он продаст Азиатско-Тихоокеанскому банку. Объем этого портфеля составляет 3,5 млрд руб., сделка состоится в апреле.

Целенаправленной работы по поиску покупателя на кредитные портфели в других регионах Райффайзенбанк не ведет, но при этом открыт для предложений, сообщила его пресс-служба.

Райффайзенбанк будет развивать бизнес в Москве, где до конца 2015 года планирует открыть шесть новых отделений. После завершения реструктуризации операционная сеть Райффайзенбанка сократится до 177 отделений в 44 городах из 39 регионов России. В сообщении банка подчеркивается, что общее количество офисов по России «значительно не изменится».

Как заявил Карл Севельда, до конца 2017 года Райффайзенбанк сократит в России активы, взвешенные по риску, на €5,1 млрд. По всему бизнесу группы — на €25,7 млрд. Большее, чем в России, сокращение ожидается только в Польше — на €8,1 млрд.