Лента новостей
Представитель Алибасова опроверг сообщения об инсценировке отравления Общество, 09:03 Росагролизинг докапитализируют на 3 млрд руб. Экономика, 09:02 Mail.ru переведет ящики электронной почты на вход по паролю из СМС Технологии и медиа, 09:02 Минэкономразвития назвало 11 самых проблемных российских моногородов Политика, 09:00 Косаток из «китовой тюрьмы» доставили к месту выпуска в среду обитания Общество, 08:50 Каталонский модерн Гауди: 7 зданий, которые сделали Барселону знаменитой Недвижимость, 08:46  Ваша формула спокойствия: как привести нервы в порядок РБК Стиль и Altay Resort, 08:42 «Найти сотрудников — это полдела»: Остервальдер — о правильных компаниях Pro, 08:41 Трамп задумался о выходе из военного договора с Японией Политика, 08:37 SpaceX перенесла запуск ракеты Falcon Heavy на несколько часов Технологии и медиа, 08:27 Трамп заявил о готовности ударить по Ирану без разрешения конгресса Политика, 08:13 В Казахстане взрывы боеприпасов затруднили тушение пожара на складе Общество, 08:12 Сбербанк запустил денежные переводы с кредитных карт Финансы, 08:00 В Казахстане возросло число погибших из-за взрывов на военном складе Общество, 07:52
Финансы ,  
0 
Доля купленных в кредит машин достигла рекорда с начала кризиса
Несмотря на кризис, доля покупаемых в кредит машин впервые выросла почти до 50%: рынок кредитов упал меньше, чем продажи машин. Это произошло благодаря госпрограмме льготного автокредитования, объясняют эксперты
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК

По итогам третьего квартала 2016 года почти половина новых легковых автомобилей была куплена россиянами в кредит. Как следует из совместного исследования Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и аналитического агентства «Автостат», доля приобретенных в кредит автомобилей составила 46,4% — это самый высокий показатель с начала 2014 года. 

По данным исследования, во втором квартале доля приобретенных в кредит новых легковых автомобилей составляла 43,6%, в первом квартале — 37,3%. При этом по итогам 2015 года квартальный показатель не превышал 45%, а в 2014 году — 40%.

Рост автокредитования произошел несмотря на то, что рынок новых автомобилей продолжает сокращаться, отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. По мнению участников рынка, опрошенных РБК, рост обеспечило желание граждан успеть воспользоваться госпрограммой субсидирования автокредитов, продленной на 2016 год.

Всего с начала года, по данным исследования, в кредит было приобретено 379,2 тыс. автомобилей, что на 7% выше аналогичного показателя в 2015 года (354,4 тыс.). Но на докризисный уровень число автокредитов и купленных с их помощью машин пока не вышло. Результаты первых трех кварталов этого года на 37,4% меньше итогов аналогичного периода 2014 года (605,9 тыс.).

​Падение общих продаж новых автомобилей с начала 2016 года было более впечатляющим. По данным «Автостата», за девять месяцев граждане приобрели 887,8 тыс. автомобилей, что на 8,5% меньше, чем за аналогичный период 2015 года, и на 45,6% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. Это произошло потому, что падение продаж автомобилей, продаваемых без кредитных средств, за эти два года составило и вовсе 50%. Это и привело к росту доли автомобилей, покупаемых в кредит, в статистике «Автостата».​ 

На снижение общих продаж легковых автомобилей повлияла как общая экономическ​ая ситуация, так и рост стоимости самих машин и автозапчастей, считает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. По его словам, за последние два года цены на новые автомобили выросли в среднем на 40%. Следовательно, люди вынуждены тратить больше денег на покупку машины. В этих условиях приобретение автомобиля в кредит стало определенным выходом, говорит Мосеев.

Отмечают рост объема ссуд, выдаваемых на покупку машин, и авторы исследования. Всего с начала года банки выдали автокредиты на сумму 235,3 млрд руб. Годом ранее эта сумма составляла 187,7 млрд руб. Таким образом, констатируют авторы исследования, при снижении количества проданных в кредит автомобилей средний размер ссуды вырос.

«Объемы продаж автомобилей за три квартала текущего года ниже, чем в прошлом году», — поясняет исполнительный директор аналитического агентства «Автостат». По его словам, «рекордный» рост доли «кредитных» автомобилей в структуре рынка при этом обусловлен​ реализацией госпрограммы субсидирования автокредитов и информацией о возможном скором ее завершении.

По словам cтаршего вице-президента, директора департамента автобизнеса ВТБ24 Алексея Токарева, количество кредитов, выданных на новые автомобили, практически не изменилось за год. «Определяющий объем в долю [кредитных автомобилей] на рынке вносит льготное кредитование. Программа госсубсидирования в настоящее время занимает более 70% от объема выдаваемых кредитов», — соглашается Токарев.

Его выводы подтверждают и данные Минпромторга, реализующего госпрограмму субсидирования автокредитов. Согласно информации ведомства, с января по сентябрь 2016 года в кредит по льготной ставке продано более 215 тыс. автомобилей (или 76% от объема всех проданных в кредит автомобилей). 

Государственная программа субсидирования автокредитов была запущена в 2009 году, в 2016-м она была продлена. Она предусматривает компенсацию государством банку, выдавшему автокредит, 2/3 ставки рефинансирования (сегодня 10%). Процентная ставка для заемщика по льготному автокредиту рассчитывается как разница между действующей ставкой банка по кредиту и 2/3 ставки рефинансирования ЦБ на дату выдачи займа. Средняя ставка по автокредиту с учетом предоставляемой скидки в этому году составляет 8,97%, размер скидки — 6,67 п.п.

По данным ведомства, общий объем предоставленных государством скидок на 2016 год по всем программам стимулирования спроса на автомобили составляет 16,3 млрд руб. 

Продлить действие программы субсидирования автокредитов в 2017 году Минпромторг пока не обещает. По словам министра Дениса Мантурова, ведомство подготовит различные меры поддержки отечественного автопрома на 2017 год. При этом конкретные меры не озвучиваются.

По мнению участников рынка, если власти не смогут предложить достойную альтернативу госпрограмме субсидирования, рынок может ждать стагнация. «В случае закрытия программы льготного кредитования на дальнейший рост доли автокредитов рассчитывать будет сложно», — говорит Удалов.

По словам Токарева, в ближайшей перспективе востребованность государственной программы сохранится, а к концу года спрос на нее только увеличится. «Реакция на прекращение ее действия будет негативной и выразится в сокращении доли автомобилей, продаваемых в кредит», — считает он.