Темпы падения авторынка в России резко замедлились
В сентябре 2016 года в России было продано 125 тыс. 568 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 10,9%, или 15,375 тыс., меньше, чем за первый месяц осени 2015 года, следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
По сравнению с августом падение авторынка серьезно замедлилось — в предыдущем месяце продажи новых автомобилей рухнули сразу на 18%, что стало вторым по значимости провалом года. Превзойти этот антирекорд продавцам в этом году удалось только в январе, когда продажи упали сразу на 29,1%.
Результат сентября, хотя и подтвердил сохранение негативной динамики, но все же стал лучшим с апреля 2016 года (-8,5%). К тому же в сентябре общее число проданных с начала года в России машин, наконец, перевалило за миллион. Всего за январь—сентябрь в стране был продан 1 млн 20 тыс. 932 автомобиля, что в АЕБ считают хорошим знаком.
«Рынок, наконец, преодолел планку в 1 млн автомобилей. Это, возможно, не то, что мы надеялись получить к данному моменту, но больше, чем предсказания пессимистов для всего года», — подчеркнул председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
То, какими будут продажи в оставшиеся месяцы 2016 года, по словам Шрайбера, зависит от веры потенциальных покупателей в сохранение государственных программ поддержки авторынка, в том числе программы trade-in.
«Те, кто предположит, что окончание программ близко, могут ускорить принятие решения о покупке. Если большинство будет думать таким образом, то спрос на новые автомобили может кратковременно вырасти», — отметил эксперт.
Ранее АЕБ прогнозировала, что по итогам 2016 года в России будет продано 1,44 млн новых легковых автомобилей. Это хуже, чем было в кризисном 2009 году (1,47 млн), но даже такой негативный прогноз теперь кажется чрезмерно оптимистичным. Чтобы прогноз сбылся, продажи машин в России по сравнению с прошлым годом должны упасть примерно на 10,3%, однако за первые девять месяцев 2016 года они сократились на 14,4% (в январе—сентябре 2015 года в России было продано 1,193 млн автомобилей).
Лидером на российском авторынке в сентябре 2016 года остался АвтоВАЗ. Продажи автомобилей Lada год к году выросли на 5%, до 22,837 тыс. Занявшие второе и третье места Hyundai и KIA сократили продажи на 6 и 17% соответственно.
Формально главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как SsangYong (минус 95%), Geely (минус 85%) и Chrysler (минус 83%). Среди массовых брендов худший результат показали Chevrolet (минус 56%) и Mitshubishi (минус 52%).
Продажи автомобилей Alfa Romeo на низкой базе выросли в два раза (с 4 до 8 штук), вдвое выросли также продажи Jaguar (со 102 до 211). Другие дорогие бренды показали разнонаправленную динамику: продажи автомобилей Cadillac увеличились на 61% (с 54 до 87), Lexus — на 51%, в то время как продажи Infiniti и Porsche сократились на 15% и 21% соответственно.
В массовом сегменте нарастить продажи кроме АвтоВАЗа смогли Renault (плюс 1%, до 10,474 тыс.), Toyota (+18%, до 8419), Volkswagen (+3%, до 7 тыс.) и ряд других брендов.
Среди моделей главным бестселлером российского авторынка по итогам сентября вновь стала KIA Rio, хотя ее продажи в годовом исчислении упали более чем на четверть (до 8 тыс. шт.) На второе место поднялась Lada Granta (минус 9%, 7815 шт.), на третье отступила Hyundai Solaris (минус 40,9%, 6498 машин), на пятки которой наступает новинка Hyundai Creta — в сентябре в России было продано 5058 таких машин.