Россия вошла в топ-5 лидеров цифрового банкинга в Европе

Эксперты Deloitte Digital (подразделения международной консалтинговой компании Deloitte) включили Россию в пятерку стран — лидеров цифрового банкинга в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). Исследование EMEA Digital Banking Maturity 2018 было проведено в 38 странах и охватило 238 банков и десять финтех-компаний; в лидирующую группу также вошли Швейцария, Испания, Польша и Турция. Эксперты Deloitte протестировали 12 российских банков, в том числе Сбербанк, Альфа-банк, Тинькофф Банк, Райффайзенбанк, Рокетбанк и другие, рассказали РБК в Deloitte. По результатам Россия обошла такие страны, как Великобритания, Франция и Австрия.
Методика исследования
В ходе исследования 136 консультантов Deloitte Digital становились клиентами банков и финтех-компаний и тайно тестировали их офлайн- и онлайн-сервисы. Кроме того, компания опросила около 8 тыс. клиентов банков и компаний, чтобы выявить наиболее важные банковские операции и наиболее предпочтительные каналы взаимодействия с банком. По результатам опроса был составлен список 26 самых популярных банковских операций, после чего клиенты, действовавшие в интересах Deloitte, оценивали качество предоставляемых услуг и удобство пользования ими.
Всего эксперты Deloitte Digital выделили 826 различных элементов функционала банка, которые разделили на шесть направлений: поиск информации, открытие счета, адаптация нового клиента (onboarding), повседневный банкинг, расширение взаимодействия с банком (в том числе кросс-продажи) и завершение взаимодействия, пояснил РБК руководитель Deloitte Digital в СНГ Илья Этко. Итоговая оценка цифровой оснащенности банка в частности и страны в целом зависели от двух факторов: наличия или отсутствия того или иного функционала и степени важности операции, для которой данный функционал необходим, с точки зрения клиента.
Российские банки выигрывают в целом у большинства банков региона EMEA, в частности, в оказании повседневных услуг: управлении платежами, проведении переводов, пользовании банковскими картами. Однако процедуры по открытию счетов, адаптации нового клиента и в области кросс-продаж еще уступают иностранным конкурентам, говорит Илья Этко.
Цифровая гонка
России удалось обогнать многие страны по уровню цифровизации банкинга за счет того, что становление рынка происходило уже в цифровую эпоху, говорят аналитики. Средний возраст российского банка с момента последней смены бизнес-модели — восемь-десять лет, что позволило им быстрее адаптироваться по сравнению со старейшими мировыми банками с выстроенной системой классического офлайн-банкинга, отметил младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин.