Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Подмосковье обсудили внедрение регионального инвестстандарта Новая экономика, 12:14
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 12:13
Военная операция на Украине. Главное Политика, 12:11
В Союзе биатлонистов России назвали ожидаемым продление отстранения Спорт, 12:11
Власти Литвы усомнились в возможности запретить выдачу шенгена россиянам Политика, 12:10
Почему холакратия в чистом виде так и не прижилась в российских компаниях Pro, 12:08
Альфа-дети впитывают знания, как губки: как правильно их обучать Совместный проект, 12:05
Российская ушуистка вошла в число кандидатов в совет спортсменов WADA Спорт, 12:02
Новости, которые вас точно касаются
Самое актуальное о ценах, штрафах и кредитах — в одном письме каждый будний день.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Какие страны не выдают шенгенские визы россиянам Общество, 12:00
В Москве в этом году начнут выпуск электрокаров на базе УАЗ Авто, 11:59
Шойгу обвинил НАТО в попытке установить глобальное доминирование Политика, 11:56
Взрывы на складе боеприпасов под Джанкоем в Крыму. Видео Политика, 11:51
Турция сообщила о выходе с Украины еще пяти судов с зерном Политика, 11:50
В России второй день подряд снизилось число новых случаев COVID-19 Общество, 11:44
Финансы ,  
0 

Россия заняла 3-е место в мире по активности использования финтех-услуг

По данным EY, Россия заняла третье место на рынке финтех-услуг среди 20 крупнейших мировых рынков. Финтех-компании уже готовы оказывать инновационные услуги во всех финансовых секторах. Это может стать угрозой для банков, считают эксперты
Фото: Eduardo Munoz / Reuters
Фото: Eduardo Munoz / Reuters

Индекс проникновения услуг финансовых технологий (финтех) в российских городах-миллионниках в 2017 году составил 43%, говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой компании EY «Проникновение финансово-технологических услуг в мегаполисах России и в мире» на июнь 2017 (есть в распоряжении РБК). Это третий показатель среди 20 крупнейших мировых рынков. Россию по этому показателю опережают Китай (69%) и Индия (52%). Замыкают первую пятерку Великобритания (42%) и Бразилия (40%). На среднем уровне проникновения финтех-услуг — США и Гонконг (33 и 32% соответственно), результаты ниже среднего — у Сингапура (23%), Канады (18%) и Японии (14%).

В скором времени показатель России может значительно вырасти, считают в аудиторской компании. «Финтех-компании достигли переломного момента и готовы оказывать инновационные услуги практически на всех рынках», — говорится в исследовании. Основными причинами использования финтех-услуг гражданами являются простота открытия счета и круглосуточный доступ к сервисам, отмечают авторы исследования.

Video

Оценка рынка

Данное исследование EY проводит второй раз, однако в прошлом году оно основывалось на анализе только двух мегаполисов — Санкт-Петербурга и Москвы. За основу исследования в этом году взят опрос, в котором участвовали 2082 интернет-пользователя, проживающих в крупных мегаполисах — в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Финтех-пользователями в исследовании считаются те, кто воспользовался двумя или более финтех-услугами за последние шесть месяцев​. Финтех-сервисами при этом названы услуги, предоставляемые организациями, которые сочетают инновационные бизнес-модели и технологии для расширения, совершенствования и видоизменения финансовых сервисов.

Наиболее популярными услугами у российских финтех-пользователей в 2017 году являются небанковские денежные переводы (89%), платежи с помощью мобильного телефона (54%), а также банковские сервисы, осуществляющие работу только в режиме онлайн, без подразделений (46%). Годом ранее наиболее востребованы рынком были денежные переводы за рубеж (42%), следует из материалов EY.

По словам управляющего партнера EY по России Александра Ивлева, драйверами роста в России являются не только финтех-услуги, характерные для развивающихся рынков (онлайн-платежи и перевод денег за рубеж), но и типичные для развитых рынков — финансовое планирование и инструменты финансирования в режиме онлайн.

В EY отмечают, что традиционные банки в России пока могут быть «относительно» спокойны, так как финтех-пользователи активно прибегают к услугам кредитных организаций. Согласно опросу EY, 64% респондентов использовали телефонную линию поддержки своего банка за последние полгода, а 98% посетили банк за то же время, причем 79% финтех-пользователей были в банке хотя бы раз за последний месяц, а 46% заходили туда несколько раз.

Pro
Фото: Tom Dulat / Getty Images Как богатые россияне повлияли в 2022 году на рынок недвижимости Дубая
Pro
Фото: Ethan Miller / Getty Images «Ты — просто винтик»: каково работать в Microsoft — в 5 пунктах
Pro
Фото: Francisco Seco / AP Как правильно отдыхать, чтобы успеть восстановить силы за выходные
Pro
Фото: Leon Neal / Getty Images «Мама, почему мы такие бедные?»: как отвечать на неудобные вопросы детей
Pro
Фото: Shutterstock Сотрудники на удаленке стали хуже работать: как этично их контролировать
Pro
Фото: R McPhedran / Getty Images Не боялся ничего, кроме перелетов: как Мухаммед Али стал чемпионом мира
Pro
Фото: Shutterstock «Начальника никто не понял». Как изменить речь, чтобы лучше руководить
Pro
«Тонкое искусство пофигизма»: как перестать следовать навязанным целям

Вместе с тем проникновение банков, оказывающих свои услуги только онлайн, все еще невелико: только 11% интернет-пользователей указали своим основным банком тот, «который предоставляет услуги исключительно через интернет», а еще 21% относятся к таким банкам «с недоверием». Несмотря на это, потенциал роста финтех-услуг при помощи таких банков среди интернет-пользователей может в скором времени увеличиться еще на 26%, до 72%, платежей с помощью мобильного телефона — на 30%, до 84%, а небанковских денежных переводов — на 7% (такой небольшой рост означает, что 7% станут пользователями в ближайшее время), до 96%, считают в E&Y.

В настоящее время 75% финтех-пользователей хотя бы раз в неделю обращаются к онлайн-ресурсам своего банка. При этом каждый пользователь финтех-услуг имеет банковскую карту, а 82% — карты двух и более банков.

Влияние на банки

Такая активность финтеха может стать угрозой для многих российских банков, считают опрошенные РБК эксперты. Несмотря на то что банки стараются активно внедрять у себя финтех-услуги, они зачастую теряют много времени на тестирование таких продуктов из-за своей бюрократической системы, а вслед за этим теряют и часть сегмента, говорит основатель и партнер UsabilityLab Дмитрий Сатин. «Технологические стартапы несут угрозу банковской системе, ведь банки все же финансовые организации, а не технологические и очень инертны из-за бюрократии внутри. Именно в этом они проигрывают стартапам, так как последних ничего не сдерживает в этом плане», — считает он.

Пока лишь немногие российские банки оценили важность развития финтех-технологий, соглашается генеральный директор «Фабрики Юзабилити» Максим Козлов. «Смогут меняться только банки из топ-20. Они уже пришли к выводу, что без интегрирования финансовых технологий жить нельзя», — говорит он. Эксперт добавляет, что эти немногие крупные банки используют две методики внедрения финтех-услуг: поглощают чьи-то стартапы либо создают новые подразделения и набирают новых людей.

Авторы
Теги