Росреестр объяснил проблемы с закладными по ипотеке режимом работы МФЦ
Жалобы ипотечных заемщиков на невозможность вывести недвижимость из-под залога после выплаты кредита, вероятнее всего, связаны с ограничениями в работе многофункциональных центров (МФЦ) из-за пандемии коронавируса, говорится в сообщении Росреестра, поступившем в РБК. Так в ведомстве отреагировали на претензии клиентов банков, которые столкнулись с длительными задержками при возврате им закладных на недвижимость.
«При снятии обременения с ипотечных квартир в бумажном виде заявление вместе с документарной закладной можно подать через МФЦ, работа которых была ограничена (и продолжает) в связи с пандемией коронавируса», — пояснили в Росреестре. По данным службы, в 74 регионах России МФЦ работали по предварительной записи, в четырех субъектах прием прекращен. Только в семи регионах страны центры принимают посетителей в штатном режиме.
Как отметили в Росреестре, территориальные органы самой службы функционируют как обычно: «Осуществление работ по оказанию государственных услуг в учетно-регистрационной сфере велось в штатном режиме». «В Росреестр не поступала информация о системных проблемах, связанных с выдачей бумажных закладных», — указали в ведомстве.
Большинство закладных на российском рынке ипотеки еще бумажные, оформить такой документ в электронном виде стало возможно только с 2018 года. По бумажной закладной снять обременение дистанционно нельзя.
Документы на снятие обременения с недвижимости расплатившийся ипотечный заемщик может подавать как самостоятельно, так и через банки, которые оказывают клиентам такую сервисную услугу. Банки «Открытие», Альфа-банк, Сбербанк, «Уралсиб» сообщали о длинных очередях на запись в МФЦ — менеджеры кредитных организаций посещают центры как для регистрации первоначального залога, так и для снятия обременения с недвижимости в интересах заемщиков. Представитель «Открытия» также говорил об ограничениях в работе структур Росреестра, в частности Кадастровой палаты. Палата принимает документы от посетителей, если речь идет об экстерриториальных сделках, по предварительной записи, пояснил РБК представитель Росреестра.
Росреестр рекомендует россиянам, которые столкнулись с задержками при получении ипотечной закладной и снятии обременения с недвижимости, обращаться на горячую линию службы. При наличии затруднений заемщики также могут обращаться в территориальные органы службы, указали в Росреестре.