ЦБ обяжет банки выкупать у клиентов навязанные финансовые продукты
Банк России уже регистрирует нормативные правовые акты, которые позволят регулятору выдать предписание о возвращении клиенту денег за услуги, которые были навязаны ему финансовыми организациями. Об этом в интервью «Известиям» рассказал руководитель службы Центробанка по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг Михаил Мамута.
«Наше новое регулирование описывает требования к взаимодействию продавца с покупателем — например, что и как должен рассказывать банк, который выступает агентом по продаже страхового продукта. Требования будут одинаковые ко всем — и к банку, и к страховщику. Появляются формальные обязательства финансовых компаний продавать честно, причем в регулировании есть одна принципиальная новелла — то, что продавец говорит устно, не может по сути отличаться от зафиксированного на бумаге», — пояснил он.
По его словам, если регулятор «поймает» такую жалобу и нечестного продавца на обмане, это даст основания применить предусмотренные законом нормы. «Я надеюсь, что нам придется применять их не очень часто, но мы будем обязательно это делать, если будет доказан обман людей. Новые меры существенно охладят интерес недобросовестных продавцов к подобного рода сделкам», — сказал Мамута.
Он добавил, что, вероятно, применять меры начнут со второго полугодия. Банкам нужно время на перенастройку учетных систем под новые требования.
Еще в декабре 2020 года Центральный банк предлагал дать потребителям финансовых услуг две недели на то, чтобы отказаться от любых навязанных услуг при оформлении потребительского кредита. «По мнению Банка России, период охлаждения должен составлять 14 дней. Деньги за неоказанные услуги должны быть возвращены заемщику по первому требованию после получения соответствующего заявления заемщика», — отметили тогда в ЦБ.
В июне 2021 года Госдума в третьем чтении приняла поправки о внесении изменений в закон «О потребительском кредите». Кредиторам запретили проставлять согласие с условиями кредитования за заемщика без его собственноручной подписи.
«Нередки ситуации, когда при заключении кредитного договора банки сами типографическим способом проставляют в договоре за заемщика отметки, которые означают его согласие с предложенными условиями. В результате человек оказывается вынужден, например, оплачивать страховку кредита по завышенной стоимости, не зная, что мог отказаться от страхования или самостоятельно выбрать страховщика», — пояснил тогда смысл закона спикер Госдумы Вячеслав Володин.
В октябре 2021 года Банк России предложил кредитным и микрофинансовым организациям расширить понятие полной стоимости кредита (ПСК), включив в него любые дополнительные платежи, которые могут возникнуть у заемщика при оформлении займа.