Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Додо пицца, Револют и Gett: как они организовали командировки РБК и Smartway, 06:20
Белоусов оценил стоимость энергоперехода для России Экономика, 06:06
«Мир» начнут подключать к Google Pay с 26 октября Технологии и медиа, 05:54
В Германии предложили наладить диалог с Россией из-за ситуации с газом Политика, 05:01
Россияне назвали профессии, вакцинацию для которых сочли обязательной Общество, 05:00
Счетная палата назвала риски для роста российской экономики Экономика, 04:37
Счетная палата назвала факторы укрепления рубля в 2022 году Экономика, 04:15
Россияне рассказали, в каких сферах хотят открыть бизнес Бизнес, 04:00
Facebook откроет 10 тыс. рабочих мест для создания «метавселенной» Технологии и медиа, 03:37
Игроки Team Spirit рассказали, как потратят призовые с The International Спорт, 03:06
Эксперты рассказали о риске потерять квартиру даже с завещанием Общество, 03:00
Размер пособия по уходу за ребенком вырастет на 5,8% в 2022 году Общество, 02:53
Во Франции сообщили о «русском кроте» в Минобороны Политика, 02:37
ФССП приступила к принудительному взысканию с Facebook ₽26 млн Бизнес, 02:28
Падение экономики ,  

Каждому пятому россиянину перестало хватать зарплаты

После покупки еды и оплаты прочих жизненно важных нужд без копейки остаются сейчас 18% россиян. Даже в кризисном 2009 году таких было лишь 4–7%
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

​Стремительный рост цен и ухудшение ситуации на рынке труда привели к тому, что почти каждому пятому россиянину (18%) доходов теперь хватает только на еду и оплату прочих жизненно важных нужд. В отчете компании Nielsen это названо антирекордом — даже в кризисном 2009 году о полном отсутствии свободных денег заявляли только 4–7% россиян.

В результате индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2015 года опустился до 72 пунктов, что является самым низким значением за всю историю его расчета. Для сравнения, в первом квартале 2009 года Индекс находился на уровне 75 пунктов.

«Изрядно потратившись в конце 2014 года, россияне столкнулись с существенным ростом цен на самые необходимые товары в начале года, поэтому падение реальных доходов ощутили особенно остро. Сегодня же потребительские настроения на историческом минимуме: осторожность, внимательность, повышенные требования к качеству товара и его цене — вот что характеризует сегодняшнего российского потребителя», — пояснила коммерческий директор Nielsen в России Илона Лепп.

По итогам марта 2015 года Росстат сообщал, что реальные располагаемые доходы россиян (доходы за вычетом обязательных платежей с поправкой на инфляцию) снижаются пятый месяц подряд — в последний раз их прирост в годовом исчислении отмечался в октябре 2014 года.

Хуже того, с начала 2015 года сокращение реальных доходов россиян с каждым месяцем ускоряется: в январе 2015 года они сократились в годовом исчислении на 0,8%, а феврале — на 1,6%, в марте — на 1,8%. В целом по итогам первого квартала 2015 года реальные доходы населения России сократились на 1,4%, тогда как за весь 2014 год — на 0,8%.

Из-за падения доходов даже и те россияне, у кого пока остаются деньги после расчета с коммунальщиками и походов за продуктами, сокращают расходы на все, что не относится к категории самого необходимого. Об уменьшении трат на развлечения в первом квартале 2015 года заявили 55% россиян, на одежде сейчас экономит каждый второй (50%), расходы на отпуска снизили 48% респондентов. Столько же (48%) намерены пе​рейти на более дешевые бренды при покупке продуктов, в конце 2014 года на такое были согласно только 39%.

«Переключение на экономию по сравнению с 2009 годом, на первый взгляд, кажется не таким суровым. Тем не менее в случае с 2009 годом сыграл роль эффект высокой базы — серьезная экономия «включилась» на фоне предшествующих исключительно благополучных нулевых. Настроения российских потребителей ни разу не возвращались к сопоставимым с докризисным уровнем, поэтому сегодняшний курс на экономию однозначно не мягче, а, скорее, даже серьезнее, чем в 2009 году», — пояснила Лепп.

Благоприятной для крупных покупок нынешнюю ситуацию считает лишь 21% россиян — это наименьший показатель за последние десять лет. Для сравнения, в первом квартале 2009 года таких насчитывалось 27%.