Минтруд предложил новый способ финансировать декретные выплаты
Минтруд предложил отказаться от субсидирования дефицита одного вида социального страхования за счет профицита другого, поскольку по закону такой дефицит должен покрываться из средств бюджета. Об этом говорится в проекте поправок к статьям 19 и 24 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», он опубликован министерством на Портале проектов нормативных правовых актов, внимание на него обратил «Коммерсантъ».
В последние годы расходы ФСС на оплату больничных и в связи с материнством регулярно превышают доходы. Этот вид страхования был профицитным только в 2018 году (1,9 млрд руб.), а в остальные годы дефицит составлял от 1,5 млрд до 3,1 млрд руб. В 2020-м же дефицит в этом виде из-за оплаты больничных в пандемию достиг 212,2 млрд руб.
Ведомство ожидает, что в 2021 году дефицит сохранится на уровне 55 млрд руб., а к профициту страхование больничных вернется только в 2022–2023 годах — 15,3 млрд и 39,1 млрд руб. соответственно.
Предприятия отчисляют в бюджет ФСС взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9% фонда оплаты труда для большинства компаний, а также взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — от 0,2 до 8,5% фонда оплаты труда. Этот вид страхования все последние годы был профицитным: сборы превышали расходы в разные годы на 23,7–35,2 млрд руб. Эти деньги использовались на покрытие дефицита страхования больничных и материнства, поскольку, как указал Минфин, федеральный бюджет перестал выделять трансферты на эти цели.
Бюджетный кодекс не содержит прямого запрета на такое перекрестное финансирование, однако закон «Об основах обязательного социального страхования» предписывает, что нехватка средств по какому-либо виду социального страхования должна компенсироваться напрямую из бюджета страны.
Поэтому Минтруд предложил запретить финансирование одного вида соцстрахования из средств другого, а профицит по отдельным видам страхования направить на создание резерва. «В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует однозначный запрет на покрытие дефицита средств по одному виду обязательного социального страхования за счет средств по другому виду обязательного социального страхования», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Ранее издание сообщало, что Минтруд разрабатывает проект внедрения в России системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами, который обойдется бюджету в 300–600 млрд руб. Проект подразумевает сопровождение и реабилитацию, в том числе на дому, для тех людей, которые частично или полностью потеряли способность повседневно жить самостоятельно, без посторонней поддержки.
По данным издания, в правительстве ежегодные расходы на систему к 2030 году оценивают в 500–700 млрд руб., однако источник в Минтруда заявил о меньшей сумме — около 330 млрд руб. Для сравнения: объем бюджета ФСС на 2021 год составляет чуть более 800 млрд руб. Изначально систему предполагалось включить в программу социального страхования. Обсуждалось также ее финансирование за счет дополнительного страхового тарифа. Однако позже от этих идей отказались.
Источник «Коммерсанта» отметил, что Минтруд пока не может согласовать проект с Минфином именно из-за его стоимости: финансирование требует либо отдельной федеральной программы, либо новых соцвзносов с бизнеса в размере 1,5–2% от фонда оплаты труда.