Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Число погибших от нового коронавируса в Китае достигло 54 человек Общество, 03:19 В Канаде выявили первый случай заболевания новым коронавирусом Общество, 02:43 Состояние Илона Маска за неделю увеличилось на $1,7 млрд Бизнес, 02:25 Четыре человека погибли в ДТП в Воронежской области Общество, 02:07 Минздрав сообщил о ситуации с коронавирусом на границе с Россией Общество, 01:51 Российские фигуристки заняли весь пьедестал на чемпионате Европы Спорт, 01:06 Власти сообщили о госпитализации семерых граждан Китая с признаками ОРВИ Общество, 01:01 Кравчук назвал способы возвращения Крыма и Донбасса Украине Политика, 00:17 10 закрытых клубов от Лондона до Сочи РБК и Reef Residence, 00:09 Полиция назвала предварительную версию ДТП с автобусом под Калугой Общество, 25 янв, 23:49 В Москве госпитализировали пять граждан Китая с подозрением на ОРВИ Общество, 25 янв, 23:29 В Петербурге из жилого дома эвакуировали около 60 человек из-за пожара Общество, 25 янв, 23:23 Новый Boeing 777X совершил первый испытательный полет Общество, 25 янв, 23:17 RT опроверг переход Симоньян на пост гендиректора «Газпром-Медиа» Технологии и медиа, 25 янв, 23:13
Финансы ,  
0 

«Коммерсантъ» узнал о неофициальных черных списках клиентов в банках

Механизм реабилитации попавших в черный список банковских клиентов, который ЦБ разработал после многочисленных жалоб на отказы в обслуживании, фактически не работает, пишет «Коммерсантъ». Банки нашли способ обойти эту процедуру
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

После того как в России был запущен двухуровневый механизм реабилитации клиентов, которых банки включили в черные списки, кредитные организации нашли способ обойти эту процедуру. Чтобы не сталкиваться со сложным процессом реабилитации, они начали отказывать клиентам без официального оформления отказов, не передавая информацию об этом в контролирующие органы, сообщает ​газета «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники на рынке.​

Подобные «недоотказы», по информации собеседников издания, нигде не фиксируются. Большинство клиентов-физлиц не настаивают на документальном закреплении отказа в проведении операций, а банки имеют полное право не сообщать пользователям, что они сделали неправильно.

Таким образом, механизм реабилитации фактически не работает. Как подчеркивают источники газеты, в крупных банках с большой розницей доля отказов, данные о которых кредитная организация передавала в Росфинмониторинг, сейчас не превышает 0,01%.

Бизнес начал массовую перерегистрацию для исключения из черных списков
Финансы

Теперь для исключения из перечней недобросовестных клиентов банков тем, кому отказали сразу несколько кредитных организаций, придется проходить реабилитацию в каждой из них, поясняет сопредседатель комитета по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.

Разрешить сложившуюся ситуацию, как указывают источники газеты, могли бы ЦБ и Росфинмониторинг (в их ведении находится официальный черный список). Однако, комментируя эту информацию, в обеих организациях заявили, что «законодательством такой порядок взаимодействия [с банками] не предусмотрен». Источник «Коммерсанта» в Росфинмониторинге также заметил, что, по его мнению, банк обязан предоставлять в контролирующие органы всю информацию об отказах.

Списки сомнительных клиентов, которым было отказано в обслуживании из-за подозрений в нарушении антиотмывочного закона, ЦБ рассылает банкам с июля прошлого года. Информацию о гражданах и компаниях, которым хотя бы раз было отказано в проведении операции как сомнительной, ЦБ получает от банков. Затем эти данные, не проверяя их, регулятор передает в Росфинмониторинг и включает клиента в черный список.

Число банковских клиентов, попавших в черный список, Банк России не раскрывал. Однако глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин в октябре прошлого года говорил о 460 тыс. отказов банковским клиентам. Оспорить включение в списки, по его информации, тогда пытались около 1 тыс. клиентов. Впоследствии, в марте, ЦБ сообщил, что из черных списков были исключены 2,4 тыс. банковских клиентов.

Согласно разработанной ЦБ процедуре, для того чтобы быть исключенным из этого перечня, клиенту необходимо обратиться в банк. На первом этапе кредитная организация самостоятельно должна принять решение об устранении оснований, по которым ранее клиенту было отказано в проведении операций, и удалении таких сведений из базы.

Второй уровень реабилитации касается случаев, когда банк отказывается пересмотреть свое прежнее решение по клиенту-отказнику. Клиент в такой ситуации сможет обратиться в Банк России, и тогда его заявление будет рассматривать совместная комиссия регулятора и Росфинмониторинга. Полноценно закрепившие этот механизм изменения заработали во второй половине апреля.​

Магазин исследований: аналитика по теме "Банки"