Перейти к основному контенту
Финансы⁠,
0

Нравственные страдания: как житель Ярославля засудил «Росгосстрах»

С 1 июня 2016 года у россиян появилось право в течение пяти дней отказаться от навязанного полиса добровольного страхования и вернуть за него деньги. Но что делать, если заветные пять дней уже прошли?
Фото: Lori
Фото: Lori

В прошлом году жителю Ярославля Олегу Павлову понадобился полис ОСАГО, чтобы зарегистрировать купленный автомобиль, и он обратился в страховую компанию «Росгосстрах». Сотрудница компании согласилась продать ему страховку, но с одним условием: вместе с ОСАГО Павлов должен был оплатить еще и страхование жизни и здоровья.

Автовладелец попытался было возразить: ему такая страховка не нужна. Однако агент «Росгосстраха» убедила его: это — обязательное условие для покупки ОСАГО. И Павлов вынужден был согласиться. За добровольный полис он заплатил дополнительные 2 тыс. руб.

Прошла неделя, и Павлов написал в «Росгосстрах» претензию с просьбой вернуть уплаченные деньги. Ответа он не получил. Следующим шагом стало исковое заявление в Кировский районный суд Ярославля. Вместе с адвокатом Светланой Макаревич он выстроил такую аргументацию: «Росгосстрах», возложив на Павлова дополнительные обременения в виде добровольной страховки, «нарушил права истца как потребителя».

Как говорится в исковом заявлении, это причинило герою истории «нравственные страдания». Мужчина и его адвокат потребовали, чтобы страховщик вернул уплаченные 2 тыс. руб., а также возместил ему 10 тыс. руб. за моральный ущерб и еще столько же — за услуги юриста. Представитель «Росгосстраха» в суде утверждал, что его компания не навязывала страховку, а просто предложила ее купить и клиент согласился — это было его добровольным решением.

Клиенты «Росгосстраха» довольно часто жаловались на навязанные дополнительные услуги при покупке ОСАГО и обращались в ЦБ. В мае 2015 года ЦБ на две недели ограничивал действие лицензии компании на ОСАГО. «Нарушения «Росгосстрахом» законодательства по ОСАГО, в том числе необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО, навязывание дополнительных услуг, носили массовый характер», — сообщала пресс-служба ЦБ.

На решение суда по делу Павлова в итоге повлиял допрос свидетеля, его знакомого, который присутствовал при оформлении полиса ОСАГО. Увидев, что Павлову пытаются продать дополнительную страховку, он возмутился. Но сотрудница компании заявила, что внутренний порядок компании запрещает продавать ОСАГО без страхования жизни, рассказывал свидетель.

В итоге суд решил, что страховку Павлову все же навязали. В его пользу сыграли и написанная им ранее претензия к компании «Росгосстрах», и то, что полисы были куплены в один день. «Росгосстрах» на запрос РБК не ответил.

Как следует из решения суда, договор обязательного страхования может заключаться только на основании закона (ст.1 ФЗ №40). Так что никакого «внутреннего порядка» при продаже полисов «Росгосстрах» применять не должен. А закон о защите прав потребителей, как и предполагали Павлов и его адвокат, был нарушен. «Предоставление ответчиком услуг под условием необходимости приобретения иных услуг прямо запрещено <...>, указанный договор является ничтожным», — сказано в решении суда.

В итоге «Росгосстрах» обязали заплатить 14,5 тыс. руб. Из них 2 тыс. руб. — это страховой взнос, 10 тыс. руб. — оплата услуг юриста, 1 тыс. руб. — моральная компенсация, а 1,5 тыс. руб. — штраф. То есть единственное, чего не удалось добиться Павлову и его адвокату, — возмещения морального вреда на 10 тыс. руб. Суд решил сократить его, руководствуясь принципом разумности.

С 1 июля по указанию ЦБ для договоров страхования был введен «период охлаждения», когда в течение пяти дней клиент может отказаться от навязанного страхового полиса. Что делать, если вы пропустили этот срок?

Если вам навязали страховку, суд — самый радикальный способ борьбы за свои права, отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Роман Терехин. По его словам, в случае Павлова можно было попытаться решить проблему через местное отделение ЦБ или Роспотребнадзора. В жалобе Терехин советует указать, что страховщик нарушает условия лицензии.

Такой же совет дает и старший юрист адвокатского бюро «А2» Екатерина Ильина. Она также отмечает, что Роспотребнадзор в ответ на такую претензию должен начать проверку страховщика. А это уже серьезная проблема: с 15 июля за навязывание услуг организации могут заплатить административный штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (ст.15.34.1 КоАП РФ), подчеркивает Терехин из «Делового фарватера».

Однако если без суда дело решить не получается, оба эксперта рекомендуют действовать так же, как герой истории. Терехин подчеркивает, что самым сильным аргументом для суда стали показания свидетеля. «Поэтому прийти в точку продаж вместе со знакомым или попросить другого покупателя быть свидетелем — хорошая практика, которой следовало бы воспользоваться», — считает он.

Очевидно, что ни один сотрудник страховой компании не подтвердит, что кто-то из коллег навязал услугу, говорит он. Ильина из «А2» рекомендует в аналогичной ситуации начать разбирательство с письма в страховую компанию. «В суде это подтвердит, что вы не хотели покупать страховку», — поясняет она.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Страхование"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 22:21
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 22:21
Умер архитектор Фрэнк Гери Общество, 22:30
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Какие сборные вышли на чемпионат мира по футболу 2026 года Спорт, 22:19
Лариса Долина пообещала вернуть деньги купившей ее квартиру Полине Лурье Общество, 22:14
Состоялась жеребьевка финальной части ЧМ-2026 Спорт, 22:07
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Россия прекратила военные соглашения с Канадой, Францией и Португалией Политика, 22:03
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:59
Кадыров обратился к ВСУ и призвал встретиться «лицом к лицу» Политика, 21:54
Какое имущество по иску к Тимуру Иванову изъяли в пользу государства Политика, 21:54
Определились сборные, которые сыграют в матче открытия ЧМ-2026 Спорт, 21:53
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Постпредство при ЕС прокомментировало предложение о конфискации активов Политика, 21:42
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40