Перейти к основному контенту
ПМЭФ-2021⁠,
0
Эксклюзив

В Deloitte объяснили количество IPO в России опасением публичности

Российские компании не стремятся размещать акции в том числе и потому, что не хотят много о себе рассказывать и принимать на себя риски, связанные с открытостью, считает топ-менеджер Deloitte Екатерина Трофимова
Фото: Jack Taylor / Getty Images
Фото: Jack Taylor / Getty Images

Небольшое количество первичных размещений акций (IPO) в России объясняется в том числе нежеланием бизнеса принимать на себя риски, связанные с публичностью. Об этом в разговоре с РБК на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заявила руководитель направления по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ «Делойт» Екатерина Трофимова.

По словам Трофимовой, запрос на активность и публичность российских компаний остается крайне малым. «Мы видим много крупных и относительно крупных бизнесов, которые не структурированы качественно, со слабым уровнем корпоративного управления, раскрытия информации, консолидации, да даже просто базовой полноценной отчетности. Уровень управления даже в крупном бизнесе может быть невысоким, чтобы выйти на открытый рынок», — рассказала Трофимова.

Евтушенков анонсировал IPO МТС Банка с оценкой более $1 млрд
Финансы
Владимир Евтушенков

«Многие компании заявляют о повышении прозрачности структуры и бизнеса, но реализуются эти планы частично или очень фрагментарно», — сказала топ-менеджер Deloitte. По ее словам, российский бизнес заинтересован в том, чтобы выйти на рынок, но «желания все привести в соответствие с требованиями рынка мало». «Многие ищут недостижимого компромисса: давайте мы на рынок выйдем, но ничего не расскажем и, если что, вообще быстро уйдем с рынка. Закрытость, опасения, что публичность может поставить их в уязвимое положение, связанные прямые и косвенные расходы — все это среди прочего сдерживает приток IPO. Но, как показал 2020 год, выборочные IPO некоторых компаний будут проходить», — сказала Трофимова.

Наконец, добавила топ-менеджер Deloitte, не секрет, что и банкам не всегда выгодно мотивировать клиентов на большую открытость, тем самым привязывая их к себе и зарабатывая повышенную маржу.

Выход российских компаний на IPO возобновился в 2019 году с размещения Headhunter на NASDAQ (первое размещение в США с 2013 года). В 2020 году на рынок публичного капитала вышли российский ретейлер Ozon и судоходная компания «Совкомфлот». Начало 2021 года оказалось самым успешным для рынка акционерного капитала, но благодаря всего трем сделкам: IPO дискаунтера Fix Price и двум SPO — Ozon и «М.Видео», подсчитывал Refinitiv. В апреле на рынок вышел и лесопромышленный холдинг Segezha Group. В отличие от остального мира, в России бума IPO нет, говорил РБК глава Сбербанка Герман Греф.

Глава «Ростелекома» не исключил IPO «дочки» в области кибербезопасности
Технологии и медиа
Михаил Осеевский

Небольшое количество размещений объясняется и экономическими причинами. «Во-первых, экономика не растет достаточными темпами, чтобы обеспечивать прирост на рынке. Во-вторых, экономика очень концентрирована, поэтому новые «единороги» крайне редко у нас появляются из-за структуры экономики и отсутствия новых прорывных отраслей и проектов», — перечислила Трофимова. Еще одна причина заключается в том, что уровень экономической эффективности, рентабельности и реальной доходности очень многих проектов крайне низкий, сказала топ-менеджер Deloitte.

Российские власти стараются поддержать рынок первичных размещений. Так, в марте 2021 года на обсуждении программы развития финансового рынка первый зампред ЦБ Сергей Швецов предлагал запустить «конвейер поддержки IPO». Впоследствии глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила с предложением освободить от НДФЛ доходы от продажи активов, приобретенных в ходе IPO или после удержания акций в течение полугода.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 06:02
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 06:02
На подлете к Москве сбили дрон Политика, 06:14
Аэропорты Домодедово и Жуковский приостановили полеты Политика, 06:09
Аэропорт Пулково возобновил рейсы без ограничений Политика, 06:06
Малайзия вернет работы Пикассо и Матисса, связанные со скандалом в 1MDB Бизнес, 05:53
Четыре российских аэропорта возобновили полеты Политика, 05:31
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 05:02
ПВО отразила над Ленинградской областью атаку дронов Политика, 04:57
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Лавров счел «дух Дейтона» залогом мира и стабильности в БиГ Политика, 04:45
Стармер и фон дер Ляйен увидели «решающий момент» для будущего Украины Политика, 04:37
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
США подняли над Пальмирой два F-16 после атаки на военных Политика, 03:47
Дмитриев после слов Мерца заявил о спасении Трампом западной цивилизации Политика, 03:38
В аэропорту Пулково скорректировали ограничения на полеты Политика, 03:23
Мэр назвал число погибших при стрельбе в Брауновском университете в США Общество, 02:50