Когда желание быть лучше всех мешает жить, и как с ним справиться
Ознакомительный отрывок из книги Вальтера Рисо «Не зависеть, не терпеть. Как избавиться от привязанности, которая отнимает силы и мешает жить в гармонии с собой» предоставлен издательством «Бомбора».
Никто не учит нас проигрывать, выбирать другой маршрут во время пути и с достоинством отказываться от недостижимой цели. Когда мы терпим поражение, кажется, мир рушится. Хотя все мы знаем: «отвага» и «бесстрашие» (неспособность верно оценивать риски) — это разные вещи, общество приветствует иррациональное стремление не сдаваться и умирать в бою при любых обстоятельствах. Отчаянного камикадзе принято предпочитать человеку, умеющему проигрывать.
Ловушки «гипертрофированной амбициозности» расставлены повсюду, и нас толкают в них с детства, уча добиваться успеха любой ценой, даже путем необратимых травм. Нам не рассказывают, что одержимость успехами рано или поздно вернется бумерангом, чтобы нанести удар психическому здоровью. Те, кто уступает стремлению обладать и достигать, по мнению буддистов, превращают естественное желание личного преодоления в мучительную пытку. Не важно, какая у вас цель, связана ли она с материальными благами, духовной жизнью, учебой или красотой, главное — не путайте естественный ход вещей со срочной обязанностью, которая привяжет вас к себе, иначе удовлетворение обернется новыми требованиями.
Желание как «возможность» (регулируемое желание, благоприятствующее благосостоянию, не «потребность в восполнении») — это важный фактор развития потенциала человека. Но если оно берет над нами верх и вырывается из наших рук, мы теряемся и отступаем. Так выглядит замкнутый круг безумного и ненасытного желания, замыкающегося на себе самом и становящегося болью, которую мы причиняем самим себе.
Стремление быть лучше всех
Если вы мечтаете побить рекорд, получить золотую медаль на Олимпийских играх или Нобелевскую премию, это еще не привязанность. Привязанность — это если бы вы представляли себя и награду как единое целое, слились с ней, сделали из нее неотъемлемую часть себя, отказались оставить ненужные усилия. Мы верим: наше счастье зависит от успеха, личные достижения — синоним психического и физического благополучия. Но истории людей, которые представляют собой так называемую личность типа А, ставят эту ассоциацию под сомнение. Люди с подобным типом личности любят соревнование, обладают повышенной потребностью держать все под контролем, крайне амбициозны и одержимы работой и властью. Кроме того, как правило, они подвержены сильному стрессу и различным физическим и психическим заболеваниям (особенно мозга и сердечно-сосудистой системы), а также повышенной тревожности. Охваченные жаждой вырваться вперед, они забывают о собственном здоровье и в итоге не обращают внимания на тревожные сигналы, которые посылает им собственный организм. Очень часто такие люди участвуют в крупных проектах и имеют значительный вес в обществе.
Люди с личностью типа А (а некоторые из них — «втройне А») представляют угрозу и для себя, и для окружающих: их стресс заразителен. Если начальник, партнер или родители относятся к этому типу людей, вы знаете, о чем я. Спросите себя, чего вы хотите больше — быть лучше всех или просто хорошо жить? Конечно, одно другому не мешает, однако сочетать то и другое удается мало кому. «Самореализация любой ценой» и высокое качество жизни редко идут рука об руку. Я имею в виду не только неограниченное желание получать материальные блага, общественный рост или власть, но и те ситуации, когда человек, преследуя вроде бы похвальную цель, обнаруживает, что эго успело предать его. Это те, кто в погоне за невозможным забыл о возможном. Я не призываю отказаться от постоянного саморазвития, но напоминаю: иногда личный рост теряет цель в погоне за далеким идеалом.
В одном индийском городке на берегу реки жил гордый аскет, который хвалился умением ходить по воде. Время от времени он устраивал целые представления, ходя по реке туда и обратно, пока местные жители стояли на берегу с открытыми ртами. Однажды в городок прибыл известный монах, о мудрости и духовности которого ходили слухи. Узнав об этом, аскет поспешил встретиться с ним и сразу же сказал: «Учитель, я посвятил годы духовным упражнениям и поискам просветления. Я постился, умерщвлял плоть и наконец научился ходить по воде». Монах немного подумал и сказал: «Какая потеря времени! Ты разве не знаешь, что в мире есть лодки?»
Сколько времени мы убиваем на то, чтобы научиться ненужным вещам только затем, чтобы быть лучше среднего человека!
Личный рост как устойчивое развитие
Личное развитие должно быть устойчивым, то есть не тратить всех доступных ресурсов. Разница между тем, что есть (материальные блага, чувства, психология, духовная жизнь), и желаемым определяет уровень неудовлетворения или переживаний: если ваши желания во много раз превосходят то, что есть у вас сейчас, вы с большой вероятностью несчастны.
Расти устойчиво — значит продвигаться вперед с учетом реальных и конкретных возможностей, не требуя от организма чрезмерных усилий и не лелея ложных надежд.
Чрезмерность здоровой не бывает
Если вы думаете: «Для страсти нет границ», «Если очень захотеть, все получится», — я вас разочарую. Если ваша «страсть» неподконтрольна вам (одержимость), вы уже не контролируете поведение, а становитесь бомбой замедленного действия. Чрезмерные усилия в поведении, познании или эмоциональной жизни вызывают стресс и недомогание, даже если порождены благими намерениями.
Рассмотрим два случая привязанности, которая считается «хорошей».
1. Альтруистическое, или просоциальное, поведение считается добродетелью и поощряется во всех культурах. Тем не менее все забывают предупредить о риске не рассчитать силы. Я не отрицаю эмпатии и солидарности. Дело в том, что в определенных обстоятельствах спасение или поддержка одного или нескольких человек могут вызвать стресс, депрессию и даже хроническую усталость. Бескомпромиссная помощь без расчета последствий, собственных сил и выносливости приводит к тому, что называется выгоранием. Человек «сгорает», «истощается», «блокируется» или «плавится», постепенно теряя энергию начального идеализма, все сильнее напрягается или погружается в депрессию. Поэтому феномен выгорания наблюдается особенно часто среди представителей некоторых профессий, таких как врачи, санитары, психологи, социальные работники. Я не призываю бросать помогать окружающим. Я говорю, что «неконтролируемое желание любой ценой помогать всем подряд» (привязанность) без объективного расчета собственных физических и психологических сил может вывести из равновесия нас самих.
Вывод однозначен: привязанность, даже вызванная благими начинаниями, всегда вредна.
2. Несомненно, оптимистический подход лучше пессимистического. Но, тем не менее, из любого правила есть исключения, и из этого тоже: слишком жесткий и всеобъемлющий оптимизм перестает быть полезным. Адекватное реалистическое отношение к жизненным обстоятельствам предпочтительнее безосновательного, обобщенного оптимизма.
У одной из моих дочерей после рождения были проблемы с желчным пигментом — билирубином. Иногда из-за несовместимости группы крови мамы и ребенка в организме последнего его становится слишком много. Тогда необходимо срочное лечение методом фототерапии, а иногда и переливание крови: билирубин может оседать в мозге, вызывая задержку в развитии моторной системы и другие последствия. Это серьезная проблема. Увидев результаты анализа крови с показателем билирубина в несколько раз выше нормы и осмотрев пожелтевшую девочку, педиатр решил приступить к лечению немедленно. А когда немного раньше я показал результаты анализов одной знакомой из числа «ультраоптимистов», она попыталась меня успокоить: «Не переживай, они, наверное, ошиблись». Если бы я к ней прислушался, то потерял бы дочь.
Будда сказал одну очень простую и при этом глубокую фразу: «Иди и смотри». Он не сказал: «Иди и рассуждай, строй оторванные от реальности теории, делай выкладки, создавай иллюзии». Его посыл прост и ясен: смотри без искажений. В когнитивной психологии есть похожий постулат: будь среди реальности; независимо наблюдай за своим окружением, тем, что с тобой происходит, и только потом действуй. Как я говорил ранее: одно дело — мечтать и совсем другое — бредить.
Практика освобождения: как победить навязчивое желание быть лучше всех
1. Противоядие: учение Мейстера Экхарта
Мейстер Экхарт, доминиканский монах из Германии XIII века, считающийся одним из величайших мистиков всех времен, сказал в одной проповеди на тему бедности: чтобы найти Бога, святому или мудрецу следует ничего не хотеть, ничего не знать и ничего не иметь. Он говорил это не в буквальном смысле; скорее речь шла о духовной аскезе, которая обогащает душу. Если вам не к чему привязываться, вы свободны идти, куда захотите.
- Ничего не хотеть. Эти слова означают следующее: желать как можно меньше. Как говорят буддисты, не быть рабом привязанности и не позволять жажде взять над собой верх, к чему бы вы ни стремились — предмету, человеку или святости. Для освобождения от привязанностей, в свою очередь, нужны два условия: любить себя таким, какой вы есть, и быть тем, кого вы любите. Чем меньше у вас вещей, которые вам необходимы, тем ближе вы к счастью и хорошей жизни.
- Ничего не знать. Здесь имеется в виду не привязываться к знанию и не ассоциировать знание с самим собой. И в этом случае найдется параллель в восточной мудрости: «Быть лишенным знания — значит позволить Вселенной действовать через тебя». Это не невежество, а когнитивное смирение. Смерть эго-всезнайки позволит вам любить и познавать, не привязываясь ни к любви, ни к знанию.
- Ничего не иметь. Вспомните урок, в котором мы говорили о том, что не нужно обладать (снова буддизм!). Следует избавиться не только от того, чьим хозяином мы мним себя, но и вообще от всех интеллектуальных и материальных произведений и трудов, которыми мы склонны хвалиться. Освободись от всех вещей, которые связывают тебя, говорил Мейстер Экхарт, в том числе и о Боге: если хочешь обрести его, сначала освободись и от него. Не желай его, не привязывайся к нему.
Эти три принципа соотносятся с двумя древними восточными текстами:
- Мудрая Бхагавадгита призывает не привязываться к достижениям: «Преданный, покинув плоды действия, получает совершенный мир; непреданный, силой вожделения привязанный к плоду, попадает в узы».
- Глава 44 Дао дэ Цзин говорит о том же: «Что ближе — слава или жизнь? Что дороже — жизнь или богатство? Что тяжелее пережить — приобретение или потерю? Кто многое сберегает, тот понесет большие потери».
Не стоит недооценивать рекомендации Экхарта. Когда вы потеряли контроль, усилия не приближают желанную цель, вас охватила депрессия, эти три утверждения станут большой поддержкой.
2. Отпустите
Конечно, тяжело признавать, что вы не все можете контролировать. Но так и есть. Наше сознание отказывается различать, что ему подчиняется, а что нет: оно хочет всего и сразу. Жажда и алчное стремление быть лучше всех мешают понять, насколько достижим идеал и когда пора перестать за ним гнаться.
Я знал мужчину, который достиг в профессии невообразимых высот, но страдал, потому что хотел быть лучшим. Лучше него были только двое; по крайней мере, так писали в отраслевых журналах. Из-за одержимости желанием быть «в топе топа» он испытывал постоянную тревожность, мешавшую получать удовольствие от жизни. В его душе была пустота, которую не получалось ничем заполнить. Однажды я спросил его, есть ли объективная возможность обойти «соперников»; он ответил: «Нет, никакой возможности нет…» От этой фрустрации никак не избавиться, его эго все ворочалось в липкой зависти, пытаясь строить разнообразные ловушки (например, он просил Бога, чтобы они умерли, чтобы он мог расти без ограничений).
«Отпустить» — это все равно что сказать: «Мне надоело. Это не моя борьба, мне не нужна награда, признание и вообще ничего не нужно. У меня больше нет необходимости гоняться за тобой, ты мне больше не нужен, я к тебе больше не стремлюсь». Что в итоге? Новое рождение. Моему пациенту это не удалось, а его соперники все еще живы.
Отпустите — проявите творческое безразличие, радикальное и чудесное, как бальзам. Если ты меня ранишь, вредишь мне, отнимаешь у меня покой и здоровье, мешаешь мне расти как личности — прощай, я тебя не хочу, не жажду, даже не мечтаю о тебе.
3. Призвание не значит одержимость
Призвание — это то, чем вы готовы заниматься бесплатно, или то, за что вы даже согласны платить, лишь бы этим заниматься. Призвание само себя регулирует, аккуратно и гармонично направляя вас по верному пути.
Призвание — это здоровая страсть, которая приносит удовольствие, принимает вас и восстанавливает ваши силы. Нет никакой цели, которой обязательно нужно достичь: вы уже ее достигли, вы до мозга костей в настоящем.
Как я уже говорил, это процесс в чистом виде, удовольствие от него. Привязанность вызывает стресс, а призвание порождает радость и спокойствие. Не нужно никем «становиться» — вы и так «есть» в каждый миг. Я очень люблю слышать от людей слова: «Я рожден/рождена для этого». Когда их произносят искренне, значит, человек нашел самого себя. Развитие призвания, занятие любимым делом защищают от привязанности, а стремление быть лучше всех теряет смысл. Что мы ему скажем? Я уже тот/ та, кем хочу быть.
4. Жизнь со смыслом — источник благополучия
Если вы попали в зависимость от желания стать лучше всех, вас заботят только личные проекты, а на все остальное вы закрываете глаза и не обращаете внимания на окружающий мир. Подари\те жизни смысл, пусть сильные стороны пройдут через всю вашу личность и коснутся близких (духовность и сочувствие). Тогда ваш взгляд на мир радикально изменится. Жизнь со смыслом полнее, вам не нужно становиться «самым-самым», вы сможете обрести мир и с самим собой, и со Вселенной, в которой находитесь (полнота и простота).
Это как биологический магнит: всех привлекает настоящий, живой человек. Кришнамурти говорил, что нет дороги, которая вела бы к истине. На мой взгляд, то же можно сказать о благополучии и счастье: нужно не взбираться вверх, а идти вглубь. В самые чудесные моменты радости и счастья, когда вам повезло, когда вы самореализовались — пусть даже на одну секунду, — возникает покой, который не скроют никакие недосягаемые цели и невыполнимые требования: вас не потянет за собой насильно никакое будущее, вы не завязнете ни в каком прошлом.
Приведенный ниже диалог между двумя монахами — молодым и опытным — показывает, что мы, возможно, уже находимся там, куда хотим попасть:
— Почему ты пришел к учителю?
— Потому что жизнь никуда не шла и ничего мне не давала.
— А куда идет твоя жизнь теперь?
— Никуда.
— И что она тебе дает?
— Ничего.
— Тогда какая разница?
— Теперь я никуда не иду, так как мне некуда идти, и ничего не получаю, потому что мне нечего желать.