«Мне нужно 8 часов сна в сутки. Вам тоже»: CEO Shopify — о распорядке дня
В детстве Тоби Лютке поставили диагноз дислексия и СДВГ, а в 16 лет он бросил школу, не доучившись один год. Но это не помешало ему устроиться программистом-стажером в дочернее предприятие Siemens, а спустя несколько лет переехать в Канаду и основать компанию — разработчика ПО для онлайн-магазинов Shopify. Более чем за 15 лет компания выросла в бизнес стоимостью около $47 млрд, а сам Лютке стал миллиардером — Forbes оценивает его состояние в $3,6 млрд.
Про приоритеты
«Руководитель — днем, папа — вечером и хакер — ночью», — так говорит о себе сам Лютке. В этом одном предложении он описывает свои жизненные приоритеты. Он вспоминает, что когда начинал свой бизнес, работал очень много. «Несколько лет для меня не было ничего интереснее в мире, чем строить Shopify», — говорит предприниматель. При этом Лютке уверен, что для достижения успеха не надо работать по 80 часов в неделю.
«Я никогда не работал ночами напролет. Был один период, когда я работал более 40 часов в неделю, но это только потому, что у меня было сильное желание делать именно так. Мне нужно восемь часов сна в сутки. То же самое нужно и всем остальным, признаем мы это или нет», — уверен он.
Вспоминая тот период, Лютке говорит, что даже несмотря на большую нагрузку, он каждый вечер ужинал со своей семьей. «Я думаю, дело в приоритетах. Для меня близкие важнее», — уверен Лютке, у которого трое сыновей. Предприниматель никогда не пропускает ужины и старается проводить вместе с детьми как можно больше времени. У Лютке четко прописан распорядок дня. «Каждый вечер я дома в 17:30. Я не уезжаю на выходные. Я играю в видеоигры один, с друзьями или с детьми. У меня прекрасная работа, но это просто работа. Семья и здоровье стоят на самом верху в моем списке приоритетов», — рассказывает он.
По словам Лютке, с рождением детей он посмотрел на свою жизнь иначе и стал относиться к ней как к путешествию. Он считает, что в родительстве всегда можно найти пользу и для карьерного развития. Например, Лютке рассказал, как увлечение детей играми на приставке Roblox подтолкнуло его самого разобраться с платформой. «В итоге я многое узнал о том, как сделать Shopify лучше, потому что понял, как индустрия видеоигр создает свои инструменты», — говорит он.
Про чтение и обучение
Лютке очень любит учиться. «Это центральный элемент моей системы ценностей. Я считаю, что основная задача в жизни — это становиться мудрее, получать знания и делиться ими с окружающими», — говорит он.
Каждый раз, когда предприниматель берется за что-то новое, он думает, насколько далеко он хочет продвинуться. «Я понял, что если учиться лучшему у тех людей, которые посвятили свою жизнь какому-то одному занятию, то можно достичь высокого уровня мастерства», — рассказывает Лютке.
Он любит читать и считает, что многому научился благодаря книгам. Он рассказывает, что любит обсуждать литературу с сотрудниками и даже заставил весь коллектив читать «Антихрупкость» Нассима Талеба. А за пределами компании Shopify даже называют «книжным клубом».
Лютке считает, что дислексия (расстройство, связанное с навыками чтения), которая у него была в детстве, наложила определенный отпечаток. «Я очень медленно читаю книги. На самом деле это преимущество. У меня очень хорошая память. Но из-за этого я очень избирательно отношусь к книгам. Я не из тех, кто читает по 100 книг в год», — говорит он.
Про видеоигры
Лютке любит проводить время за видеоиграми. Больше всего ему нравятся Starcraft и Factorio. «Это маленькие пространства, где можно многому научиться», — уверен он. Предприниматель считает, что некоторые компьютерные стратегии помогают мозгу отрепетировать ситуации, которые можно встретить в реальной жизни или в бизнесе.
Он воспринимает любую неудачу в игре как возможность для обучения, чтобы в следующий раз победить. Кроме того, так человек учится принимать решения. «Ошибаясь, я каждый раз понимаю, что недостающая информация на самом деле была передо мной, — считает Лютке. — Задним числом мы обычно недооцениваем, насколько сложно было принять решение. Если ваша работа заключается в том, чтобы принимать решения, относитесь к ней, как к чему-то, в чем хотите стать лучше».
Предприниматель полагает, что главная ценность видеоигр заключается в концепции трансферного обучения. «Например, люди, хорошо играющие в шахматы, понимают, когда пора отрабатывать тактику, а когда — сосредоточиться на позиционном развитии. И они это понимают не только в шахматах, но и в жизни», — говорит он.
Источники: CNBC, интервью для «Шоу Тима Ферриса», The Observer Effect, Insider (ранее Business Insider).