Цифровой детокс: почему полезные советы не работают
Психологи, коучи, инфлюенсеры и даже менеджеры техгигантов рассказывают о вреде постоянного нахождения онлайн, а мем «выйди потрогай траву» давно стал практической рекомендацией многих платных специалистов. Не засыпать в обнимку со смартфоном, не сидеть за компьютером в нерабочее время и завести себе офлайн-хобби — самые популярные рецепты против стресса и тревожности для жителя современного мегаполиса.
А теперь представим себе стандартный день работника цифровой экономики. Согласно советам, отсидев положенные часы за экраном, перемежающиеся болтовней у кулера, вы приходите домой, ставите смартфон в режим «Не беспокоить» и проводите время с семьей или друзьями. Еще можно посмотреть один эпизод сериала, но это максимум экранного времени, который вам доступен до наступления порогового значения «цифровой перегрузки».
А как все происходит в действительности? Утро начинается не с кофе, а с экрана смартфона: проверяем уведомления, листаем ленту новостей, бегло просматриваем сообщения в рабочих чатах. Затем открываем ноутбук: почта, созвоны, десятки открытых вкладок. Обед тоже проводим перед экраном — можно успеть полистать мемы и обсудить пару текущих задач с коллегами.
Когда заканчивается рабочий день? Когда место рабочих вкладок занимают вкладки «нерабочие». Самое время досмотреть обучающее видео, ответить на накопившиеся за день сообщения (в том числе по работе), заказать доставку еды. После этого можно глянуть сериал и полистать шортсы и ленту новостей перед сном.
В итоге почти все активности — работа, отдых, общение — проходят в онлайне: мы сидим и лежим, гуляем и едим, работаем и отдыхаем, глядя в экран. Весь день проходит в цифровой среде: экранное время среднего россиянина составляет восемь часов (легко добавляйте сюда пару часов, если ваша работа связана с онлайном). Так формируется устойчивая цифровая зависимость и цифровое выгорание.
Цифровой детокс: что это простыми словами и зачем нужен
Цифровой детокс — это осознанное ограничение использования гаджетов и онлайн-сервисов, чтобы уменьшить нагрузку на психику, снизить стресс и настроить баланс между виртуальной и реальной жизнью. В последние годы исследователи связывают частое использование гаджетов и непрерывное нахождение онлайн с целым рядом психологических проблем, начиная с повышения стресса, снижения концентрации внимания и проблем со сном до возникновения тревожных, депрессивных расстройств и даже суицидальных мыслей.
Именно тут и появляются многочисленные спикеры с «волшебной таблеткой» цифрового детокса.
Цифровой детокс — это осознанное ограничение использования гаджетов и онлайн-сервисов с целью уменьшения нагрузки на психику, снижения стресса и возврата баланса между виртуальной и реальной жизнью.
Идея проста: меньше экранного времени — больше времени на качественный отдых и общение, а также различные плюсы от информационной разгрузки.
Считается, что цифровой детокс помогает:
- улучшить концентрацию и снизить зависимость от постоянных уведомлений;
- снизить уровень тревожности, вызванный бесконечным потоком информации;
- улучшить сон за счет снижения стресса и пагубного влияния голубого света от экрана;
- освободить время для психологически полезных офлайн-активностей — спорта, хобби и живого общения.
В цифровой детокс входят самые разные методики: от запланированных регулярных перерывов, создания домашних зон без гаджетов (например, спальни и кухни) и целых разгрузочных «бесцифровых дней» до полного удаления социальных сетей и прохождения специальной реабилитации. Чаще всего это точечные попытки вернуть баланс, а не устранить причины цифровой зависимости.
Коммерческое очищение
Неудивительно, что вокруг идеи цифрового детокса выстроилась целая индустрия. Самой популярной ее частью стали специальные мобильные приложения — в 2023 году их рынок составлял уже весьма заметные $390 млн, при этом, по прогнозам, к 2032 году он должен вырасти до $19,44 млрд.
Разные приложения используют различные механики, но обычно в них применяется комбинация из трекеров экранного времени (следящих, сколько часов вы проводите, глядя в смартфон) с различной статистикой (как вы их проводите) и возможностью блокировки других приложений. Иногда в приложениях применяются различные игровые механики, поощряющие уменьшение экранного времени (например, вы получаете виртуальные монетки за то, что не пользуетесь смартфоном, а затем тратите их на посадку пиксельных деревьев).
Возможно, кому-то такие вещи действительно приносят пользу, но сама идея, что приложение на смартфоне должно помочь справиться с зависимостью от этого смартфона, звучит как минимум странно. Ну и каких-то серьезных доказательств их эффективности пока нет.
Парадокс: с цифровой зависимостью борются теми же цифровыми инструментами.
Другой метод коммерциализации борьбы с цифровой зависимостью — «ретриты для цифрового детокса» (поиск по такому запросу за прошлый год вырос на 50%). Это такие закрытые лагеря для взрослых, где люди сдают свои гаджеты организаторам и весело (или не очень) проводят время: варианты простираются от путешествий за полярный круг до комфортабельных спа-отелей. Главная фишка — временное отключение от цифровой среды.
Цены на детокс-туры зависят от их формы/наполнения и бренда организатора. Например, одна из самых популярных компаний на мировом рынке британская Unplugged предлагает простейшие двухместные кабинки в лесу начиная от €500 за три ночи. Безусловно, за ту же сумму вы можете найти и более комфортабельное жилье, но отнимать смартфон у вас там уже не будут. В России организованный отдых без гаджетов тоже не в новинку.
Конечно, это может быть интересным вариантом отдыха или даже своеобразной перезагрузкой, но решается ли сама проблема? Ведь после недельного детокса вы вернетесь ровно в ту же цифровую среду (и, скорее всего, на ту же работу), которая требует от вас постоянного использования гаджетов. Цифровой детокс в таком формате — это скорее короткий отпуск от реальности, чем устойчивое решение проблемы выгорания.
Детокс доступен не всем
Хотя цифровой детокс часто позиционируют как панацею чуть ли не от всех проблем, связанных с цифровой зависимостью, по сути, он лишь на время устраняет ее симптомы. Для многих из нас постоянное подключение перестает быть вопросом свободного выбора, становясь повседневной необходимостью. Более того, сегодня отказ от использования гаджетов и интернета на сколь угодно продолжительное время — роскошь, доступная немногим.
Растущая армия удаленщиков и фрилансеров напрямую экономически зависит от постоянного нахождения онлайн. Даже у сотрудников, находящихся в штате, рабочие часы становятся все более размытыми — боссы требуют постоянно находиться на связи, а увеличивающаяся нагрузка заставляет работать сверхурочно.
Что уж говорить про работников гик-экономики, которые постоянно находятся в поиске новых заказов и проектов онлайн — это касается как цифровой сферы, например программистов с краткосрочными контрактами и фриланс-дизайнеров, так и офлайн-профессий типа таксистов и курьеров. Отключиться — в таком случае значит пропустить очередной заказ или проект. А учитывая постоянно растущую стоимость жизни, цифровой детокс сам начинает вызывать вполне обоснованную тревогу.
Возможность уходить из онлайна по своему желанию становится привилегией тех, кто может купить свое цифровое спокойствие, либо тех, чьи доходы не зависят от прямого взаимодействия с цифровой средой и ее посредниками, но в мегаполисах таких профессий становится все меньше и меньше.
При этом к онлайну привязана не только наша работа, но и другие сферы жизни: подчас просто не остается времени и сил, чтобы ходить в супермаркет и самостоятельно готовить еду, выбирать одежду, гуляя по офлайн-магазинам, выезжать на природу чаще раза в неделю (пробираясь через воскресные пробки) или общаться с друзьями после работы. Вместо этого у нас есть доставка, онлайн-шопинг, тревел-влоги и переписки в мессенджерах. Не то чтобы офлайн исчезает вообще, просто он как будто бы становится все менее доступным и менее совместимым с новым, цифровым образом жизни.
Еще больше проблема подсвечивается сегодня, в эру расцвета искусственного интеллекта, когда мы все чаще советуемся с ИИ-ассистентами по самым разным вопросам. При этом чат-боты поддерживают иллюзию живого общения в отличие от гораздо более формализованного и менее иммерсивного «общения» с поисковой системой, что увеличивает длительность экранного времени.
Эффекты становятся еще заметнее на фоне роста экранного времени и зависимости от алгоритмов соцсетей, рекомендаций и мессенджеров.
Похоже, что мы наблюдаем возникновение нового вида цифрового неравенства, в котором свободно контролировать время нахождения в офлайне могут позволить себе лишь немногие. И нет оснований сомневаться, что «цифровой разрыв» в возможностях будет только расти.
При этом все проблемы, связанные с переутомлением и стрессом, о которых говорят и психологи, и адепты цифрового детокса, никуда не исчезают. Но человеку как существу аналоговому и социальному, чтобы чувствовать себя счастливым, по-прежнему необходима жизнь в офлайне. И это главный аргумент в пользу того, что цифровой детокс нужен хотя бы как временная пауза, но явно недостаточен как самостоятельное решение.
Итоги: противогаз против плохой экологии
Поэтому, конечно, отдыхать от экранов нужно: прогулка по парку или живой разговор улучшат ваше самочувствие, также как отказ от ночного думскроллинга наверняка поможет заснуть немного раньше. Однако стоит отдавать себе отчет, что временные ограничения и лайфхаки, предлагаемые цифровым детоксом, не решают саму проблему. Вот что говорит бывший старший стратег Google Джеймс Уильямс: «[Цифровой детокс] сложно назвать решением по той же причине, по которой ношение противогаза пару раз в неделю не решает проблему загрязнения воздуха. Он может на короткий период времени сдерживать определенные эффекты на индивидуальном уровне. Но это вовсе не надежное решение для системной проблемы».
Системные проблемы требуют системных решений. Более того, построенная вокруг цифрового детокса индустрия пытается перенести на индивидуальный уровень то, что на самом деле является проблемой общественной. Это, однако, не означает, что единственное, что нам остается, — сложить лапки и ждать, когда что-то решится само собой (или помогут решить «большие дяди»). Ведь цифровая среда создается в первую очередь руками самих работников, и роль специалистов IT-сектора тут особенно высока.
Даже работа одного человека может поменять мир, хотя и необязательно в том направлении, в котором нам хочется.
Хороший пример тут Аза Раскин, американский разработчик, создавший то, что полностью изменило веб-интерфейсы и в конечном итоге — повседневную жизнь миллионов людей. Он разработал «бесконечную прокрутку» — дизайн, который применяется сегодня практически во всех социальных сетях. До широкого внедрения этого дизайна сайты и приложения были поделены на отдельные страницы, как (пока еще) поделены известные поисковые системы: каждый раз, доходя до конца страницы, вы задумываетесь, стоит ли переходить на следующую или закончить просмотр. Бесконечная лента с автоподгрузкой контента, напротив, подталкивает пользователя листать все дальше и дальше, постоянно откладывая «момент истины». Поначалу Аза Раскин считал свое изобретение очень полезным благодаря увеличению эффективности и скорости просмотра, пока не увидел, как бесконечная лента влияет на него самого и людей вокруг. По его подсчетам, она увеличила среднее время, проведенное в приложениях типа экс-Twitter, на 50%, что может быть полезно для рекламодателей, но редко благотворно воздействует на пользователей.
Так что IT-специалисты, безусловно, несут ответственность за продукт, который они разрабатывают, даже участвуя в корпоративных иерархиях: cвое время и скиллы можно инвестировать в создание интерфейсов, программ и сред, которые становятся частью решения, а не частью проблемы. Тут, конечно, не стоит забывать про ловушку приложений для цифрового детокса, которые пытаются решить проблему пагубного влияния технологий исключительно техническими средствами.
Открытым остается вопрос о влиянии законодательных инициатив вроде французского «права на отключение» (компании обязаны официально договариваться с сотрудниками о звонках в нерабочее время, иногда даже оплачивая их) и ограничения алгоритмических манипуляций со стороны техгигантов (например, законы, ограничивающие сбор данных о пользователях). В любом случае перенос обсуждения, о том, что такое цифровой детокс и зачем он нужен, с сугубо индивидуального уровня «копинга (от англ. coping — «справляться», «бороться». — РБК Pro) своими силы» на уровень общественной дискуссии — уже шаг вперед. Ведь этот разговор входит в более широкую тему цифровой гигиены, психического здоровья и ответственности индустрии.
По материалам pro.rbc.ru.