Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Контент-маркетинг для бизнеса: как считать прибыль, а не просто трафик

Контент-маркетинг окупается, если подходить к нему стратегически. Артем Логинов («Комреда») делится опытом: иногда для роста показателей нужно время, а в других ситуациях — изменение метрик оценки и переформатирование контента
Фото: Oliver Berg / dpa / Global Look Press
Фото: Oliver Berg / dpa / Global Look Press

Как оценивать эффективность контент-маркетинга

Эффективность контент-маркетинга измеряется в зависимости от целей — и не всегда она привязана к окупаемости. Например, среди наших клиентов есть компании, цель которых — улучшить HR-бренд. Мы оказываем им услуги по ведению HR-блога — соответственно, эффективность можно посчитать через рост конверсий в вакансию, скорость найма, количество положительных отзывов или уменьшение текучки.

Поэтому перед тем как оценивать эффективность, необходимо понимать цели продвижения. Например, они могут быть такими:

  • увеличение узнаваемости бренда;

  • привлечение целевой аудитории и — впоследствии — продажи;

  • повышение осведомленности об определенном товаре или услуге;

  • формирование экспертного образа;

  • завоевание новой аудитории или рынка;

  • работа с негативом;

  • укрепление HR-бренда.

Соответственно, если вы хотите, чтобы контент-маркетинг окупался, нужно ставить такие цели, которые направлены на увеличение продаж — сейчас или в будущем.

Метрики, которые нужно отслеживать, будут зависеть от цели. Например, если цель — окупаемость, то можно следить за ростом трафика, количеством лидов, конверсиями в покупку и т.д.

Чаще всего контент приносит пользу и деньги, если речь идет о сложных продуктах — то есть если клиента сначала нужно убедить в пользе продукта, рассказать о преимуществах или показать, как он может улучшить жизнь. Например, контент-маркетинг отлично подходит для различных IT-сервисов (CRM, ERP, платформ аналитики), недвижимости, техники, обучающих продуктов.

Также контент-маркетинг помогает продавать продукты премиум-класса, которые дороже, чем у конкурентов. Грубо говоря, для продажи обычной одежды формата массмаркета будет достаточно простой рекламы. Но если вы продаете премиальные или дизайнерские вещи, то нужно объяснить потенциальному покупателю, почему они стоят в несколько раз дороже, — может, вы используете уникальные лекала или натуральные ткани. Для этих целей и подойдет контент-маркетинг.

Еще одна ситуация, когда подключают контент-маркетинг, — когда все остальные каналы отрабатывают хорошо и нужна новая аудитория. Контент-маркетинг поможет охватить новые сегменты или завоевать клиентов конкурентов.

Как рассчитывать рентабельность инвестиций в маркетинг

Классический подход для расчета рентабельности продвижения — использовать формулу ROMI (Return on Marketing Investment).

ROMI = (Доход от контента − Расходы на контент) / Расходы на контент × 100%

В расходах на контент учитываем только те затраты, которые касались маркетингового продвижения. Также можно рассчитать ROMI конкретного маркетингового инструмента — в этом случае в формулу нужно включить только расходы по этому инструменту. Не стоит забывать, что в затраченный бюджет входит не только оплата маркетинговых сервисов и рекламы, но и зарплата сотрудников, которые занимались продвижением, и расходы на IT-ресурсы (например, закупка места в облачном хранилище).

Менеджер по продажам не справляется. Как ускорить b2b-сделку
Образование
Фото:David Oxberry / Moodboard / Global Look Press

Оценить ROMI можно так:

  • < 0% — убыток. Контент не окупается, даже частично. Нужно срочно менять стратегию, дистрибуцию или сам контент.

  • 0–100% — нормальный ROMI. Затраты окупаются, но мы с каждого вложенного рубля зарабатываем только несколько копеек. Для контентных проектов такая ситуация может быть нормой в первые 6–12 месяцев, но если так остается и дальше — нужно менять стратегию.

  • 100–300% — хороший ROMI. С каждого вложенного рубля зарабатывается 1–3 руб. прибыли.

  • 300–800% — отличный ROMI. Контент становится значимым источником прибыли. Обычно это происходит, если маркетологи корректно разобрались с дистрибуцией, настроили рекламу и проработали маркетинговую воронку.

  • 800% и выше — выдающийся ROMI. Это большая редкость и скорее разовая история. Может встречаться в спецпроектах, отдельных вирусных роликах, SEO-блоге в незанятой нише и т.п.

Существует два подхода к подсчету дохода от контента — по выручке и по прибыли. Применительно к малому бизнесу лучше считать этот показатель по прибыли, потому что только так мы получим цельную картину эффективности. У продуктов, которые мы продвигаем, может быть разная маржинальность, и при одинаковой выручке прибыль у двух позиций может различаться в разы.

Например, мы продвигаем через UGC-статьи два продукта контент-агентства: ведение телеграм-канала и написание статей в блог. Подсчитаем выручку и прибыль для каждого продукта:

  1. Выручка за единицу ведения телеграм-канала — 500 тыс. руб., а прибыль обычно — 300 тыс. руб.
  2. Выручка за единицу статьи в блог — 100 тыс. руб., а прибыль — 50 тыс. руб.
  3. Благодаря статьям мы продали одно ведение телеграм-канала за 500 руб. и получили прибыль 300 тыс. руб.
  4. Благодаря таким же статьям мы продали 5 статей в блог за те же 500 тыс. руб. и получили прибыль 250 тыс. руб.

Если считать ROMI по выручке и учесть, что затраты на статьи при первой и второй продаже были одинаковыми, то выходит, что окупаемость тоже будет одинаковой. Но по прибыли ведение телеграм-канала на 50 тыс. больше, чем написание статей в блог. Следовательно, бизнес может принять решение, что приоритетнее вкладываться в продвижении услуги по ведению телеграм-канала.

Для малого бизнеса расчет ROMI по прибыли будет оптимальнее, потому что бюджет обычно ограничен и нужно ориентироваться на те действия, которые принесут больше прибыли.

Кейс: расчет ROMI для блога агентства «Комреда» на VC

Приведу наглядный пример, как расчет ROMI по выручке может ввести в заблуждение. Один из наших маркетинговых каналов — блог на VC. В одном из месяцев его ROMI по выручке составил 92%. То есть выручка с клиентов, которые пришли из блога, покрыла траты и дала заработать.

Однако если посчитать ROMI по прибыли, то его значение станет равным -42% (отрицательный ROMI). Получается, что прибыль с данных клиентов в тот момент не покрыла траты и отправила агентство в минус.

Если бы мы зациклились на расчете по выручке, то упустили бы из виду реальную картину. Для малого бизнеса такой подход мог бы стать фатальным. В рамках «Комреды» это заставило нас сфокусироваться на промо более маржинальных продуктов, которые дали бы большую прибыль и более долгий срок сотрудничества с клиентом.

С какими задачами контент-маркетинг не справится

Нередко бизнес хочет получить от контент-маркетинга быстрые результаты. Но этот вид продвижения подходит, только если вы готовы работать в долгосрок. На старте сложно говорить о понятных прогнозируемых результатах и быстрых лидах, потому что тестирование гипотез в контент-маркетинге происходит дольше, чем в других маркетинговых инструментах.

4 примера манипуляций с KPI и 5 советов, как их избежать
Образование
Фото:David Zorrakino / Keystone Press Agency / Global Look Press

Однако контент может генерировать трафик в течение долгого времени. Например, вы опубликовали статью в блоге — она может «жить» месяцами и даже годами, если в ней раскрыты актуальные темы. Также контент-маркетинг — это один из лучших инструментов для повышения узнаваемости бренда и роста лояльности к нему. Это можно отслеживать через количество брендовых запросов и рост упоминаний бренда.

Все это создает продукту и компании устойчивую репутацию, и когда перед пользователями встанет вопрос, какой продукт выбрать — они обратятся к той компании, о которой больше осведомлены.

Расскажу о том, как работает контент-маркетинг в нашей компании. Мы регулярно публикуем статьи в нашем блоге на VC. В расходы мы закладываем трудовые часы авторов, главреда, иллюстратора, корректора, промоменеджера, SEO-специалиста, верстальщика, а также мы платим корпоративную подписку самому VC.

Наш блог изначально работал на перспективу, поэтому мы не ждали от него сразу положительного значения ROMI. В первом квартале 2024 года ROMI по прибыли составил -84%. Да, мы стали получать первых клиентов, но их количество и прибыль с них не позволяла нам покрывать затраты на ведение блога.

Отрицательное значение не говорило о том, что инструмент не работает — просто ему требовалось время. Мы это понимали и продолжали вести блог, так как его статьи приводили новых целевых читателей, которые могли прийти к нам за ведением блога.

ROMI блога по прибыли, например, за первый квартал 2025 года составил 76% — это нормальный результат. То есть за год мы смогли запустить канал продвижения с нуля и выйти из минуса в хороший плюс. Прибыль с клиентов, которые пришли в первом квартале 2025 года или ранее, позволила нам отбить затраты и заработать сверху.

Контент никто не видит — что делать

Бывает, что у бизнеса возникает такая ситуация — контент качественный, на его создание и размещение потрачен значительный бюджет, но просмотров очень мало. Конкуренция практически во всех сферах высока, поэтому помимо создания нужно обязательно вкладываться в дистрибуцию контента.

Например, статьи можно продвигать в других блогах или с помощью комментариев, делать посевы, покупать трафик. Стоимость дистрибуции будет стоить примерно столько же, сколько и создание контента.

Если бюджет ограничен, то можно сократить траты на производство контента за счет переформатирования. Например, создав статью, можно сделать из нее карточки для соцсетей или ролик на YouTube. А освободившийся бюджет потратить на продвижение.

Контент-маркетинг для малого бизнеса — отличный способ для повышения узнаваемости бренда и завоевания лояльности аудитории. Этот способ продвижения не принесет множество лидов тотчас же, но он будет работать на долгосрок. При этом нельзя забывать регулярно просчитывать ROMI, чтобы не принимать ошибочных решений и не уводить бизнес в минус.

Также стоит помнить, что даже самый актуальный и качественный контент не будет работать без продвижения. Поэтому в бюджет на контент-маркетинг нужно обязательно заложить траты на рекламу, посевы и другие платные инструменты, которые помогут заметить ваш материал.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 20 декабря
EUR ЦБ: 94,51 (+0,26)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Курс доллара на 20 декабря
USD ЦБ: 80,72 (+0,69)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Семерым напавшим на чемпиона России по боксу дали тюремные сроки Спорт, 16:35
Время пейджеров прошло: какой ты бизнесмен РБК и WB для бизнеса, 16:30
Совет ЕС продлил санкции против России на полгода Политика, 16:25
Посла США вызовут в МИД Дании из-за назначения спецпосланника Гренландии Политика, 16:23
Курс биткоина недотянул до прогнозов на 2025 год. Кто и что предсказывал Крипто, 16:21
Российского боксера не стали лишать победы на ЧМ за укус соперника за ухо Спорт, 16:19
Генпрокуратура запретила в России три польских организации Политика, 16:18
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Рябков заявил о готовности закрепить гарантии ненападения на Европу Политика, 16:16
Заместителя военного прокурора гарнизона Петербурга задержали Политика, 16:14
Фицо на роликах открыл тоннель, из-за которого спорил с оппозицией. Видео Политика, 16:08
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Брокеры не поддержали идею ЦБ по выпуску расписок на иностранные бумаги Инвестиции, 15:55
Рябков заявил об одержимости Европы «химерой» нападения России Политика, 15:49
Сборная России завершила год на 33-й позиции в рейтинге ФИФА Спорт, 15:35