Как узнать то, что от вас скрывают сотрудники, — 31 вопрос
Энди Гроув, экс-СЕО и сооснователь Intel, считает, что 90 минут времени руководителя способны повысить эффективность подчиненного на две недели, или на 80 рабочих часов. Ким Скотт, бывший топ-менеджер YouTube, Google и Apple, в своей книге «Радикальная прямота. Как управлять, не теряя человечности» подчеркивает, что создать доверительные отношения внутри компании помогают встречи 1:1 с каждым из подчиненных.
Что спросить на встрече 1:1
Все вопросы, которые вы можете обсудить с подчиненными в ходе встреч 1:1, можно разделить на несколько групп.
Вовлеченность и моральный дух
По данным Аналитического центра НАФИ, 45% работающих россиян в 2023 году столкнулись с профессиональным выгоранием. Причин выгорания может быть множество: перегрузка работой, недостаток поддержки со стороны коллег и руководства, неопределенность в задачах и целях, а также недостаток возможностей для отдыха и восстановления. Результат — снижение мотивации и производительности, увеличение количества ошибок, рост текучести кадров и общая дестабилизация команды. Поэтому руководителю важно периодически осведомляться о самочувствии сотрудника.
Примеры вопросов:
1. Как у вас дела? Как вы чувствуете себя сейчас?
2. Расскажите о лучших и худших рабочих моментах за прошедшую неделю?
3. Есть ли что-то, что вызывает у вас стресс в данный момент?
4. Как вы оцениваете свой баланс работы и личной жизни?
5. Есть ли в нашей командной работе что-нибудь, что вы хотели бы изменить?
Рост и развитие
20% сотрудников готовы покинуть компанию, так как видят недостаточно возможностей для продвижения по карьерной лестнице, показал опрос рекрутинговой компании Antal Talent среди работодателей в России, проведенный в 2023 году. В то же время сервис для поиска работы и сотрудников «Работа.ру» выяснил, что доля сотрудников, которые хотят повышения, в том же 2023 году выросла на 12% по сравнению с предыдущим годом. Поэтому обязательно обсудите с сотрудником его карьерные приоритеты и профессиональные амбиции. Делайте этот как минимум раз в квартал, потому что приоритеты могут меняться.
Примеры вопросов:
6. Как вы оцениваете свое продвижение к целям, связанным с карьерным ростом?
7. Каким новым навыкам вы хотели бы научиться?
8. Вы бы хотели пройти какие-либо тренинги или курсы повышения квалификации?
9. Какие таланты вы не можете применить на нынешней позиции?
10. О какой сфере нашего бизнеса вы хотели бы узнать больше?
11. Есть ли какое-то конкретное программное обеспечение или сервис, которыми вы хотели бы научиться пользоваться?
12. Вы задумываетесь о том, чтобы взять на себя больше функций и ответственности?
Причины конфликтов
Более трети опрошенных (35%) признаются, что за последние полтора года у них на работе участились конфликты, сообщает СберУниверситет. При этом большинство конфликтов происходят из-за личной неприязни. Три основные причины таких конфликтов: обесценивание труда коллег, принуждение к выполнению чужих задач и зависть к чужим успехам. Встречи 1:1 позволят разобраться в причинах уже разгоревшихся конфликтов и предотвратить назревающие.
Примеры вопросов:
13. Что предшествовало конфликту?
14. Какие действия вы готовы предпринять, чтобы разрешить ситуацию?
15. Какие качества вы цените в этом человеке?
16. Есть ли в этом конфликте позитивные аспекты?
17. Вы чувствуете, что находитесь в контакте со всеми?
18. Общение с кем из членов команды вам хотелось бы улучшить? Как я могу вам в этом помочь?
19. Чувствуете ли вы, что можете попросить других о помощи?
Обратная связь
По данным Harvard Business Review, 57% работников предпочитают получать конструктивную обратную связь, а не простую похвалу. Лучше всего давать такую обратную связь на встречах 1:1, а не на общих планерках. Так вы избежите риска выставить сотрудника в невыгодном свете перед коллегами. Используйте «метод сэндвича»: 40% времени беседы потратьте на похвалу, 20% времени — на конструктивную критику и 40% — снова хвалите.
Примеры вопросов:
20. Что, по-вашему, привело к провалу сроков?
21. Почему вы поступили таким образом?
22. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы избежать таких проблем в будущем?
23. Что я могу сделать, чтобы вы работали эффективнее?
24. Достаточно ли я привлекаю вас к принятию решений?
25. Вам кажется, что вы получаете достаточно от наших встреч тет-а-тет?
26. На ваш взгляд, есть ли что-то, что я мог бы улучшить или изменить в своем стиле управления?
27. Что я мог бы сделать для укрепления командного взаимодействия?
Дистанционный формат работы
Почти четверти (23%) дистанционных сотрудников одиноко без живого общения с коллегами, 81% не удается соблюдать work-life balance, выяснила британская IT-компания Buffer, опросив 3 тыс. дистанционных сотрудников из разных стран мира. Поэтому в рамках встреч 1:1 важно уделять внимание эмоциональной поддержке, обсуждению личных аспектов и улучшению взаимодействия в распределенной команде.
Примеры вопросов:
28. Нравится ли вам текущий формат работы? Какие плюсы и минусы вы видите в нем?
29. Какие трудности возникают у вас в процессе дистанционной работы и как вы справляетесь с ними?
30. Какие правила и лайфхаки помогают вам поддерживать баланс между работой и личной жизнью, работая из дома?
31. Есть ли у вас какие-либо предложения по улучшению коммуникации между сотрудниками, работающими в офисе и вне его?
Как подготовиться
Если у вас не будет четкого понимания того, по какому плану пойдет встреча, то вы потратите время зря. Поэтому подготовьтесь.
1. Установите регулярный график встреч.
Личные встречи должны стать частью обязательной рабочей рутины. Лучше всего проводить их не реже раза в неделю. При этом отменять только в крайнем случае. Сотрудники могут воспринять регулярную отмену встреч как знак, что руководство не ставит их развитие в приоритет.
Исследование Института Гэллапа показало, что сотрудники проявляют большую мотивацию к выполнению задач и более глубоко вовлечены в работу, если руководитель предоставляет им обратную связь каждую неделю.
2. Выберите удобное пространство для разговора.
Проводите встречи 1:1 лично. Классический вариант — в переговорке. Если такая возможность отсутствует — по видеосвязи, именно так поступает Дженни Блум, финансовый директор IT-компании Zapier.
Постарайтесь свести к минимуму риск того, что вас побеспокоят: повесьте табличку «занято» на двери переговорной» или убедитесь, что интернет-соединение работает без перебоев.
3. Распределите время.
Вы можете отвести на встречу 30 минут, из них пять выделите на подведение итогов, десять — на обсуждение текущих проектов и задач, десять — на определение плана действий на будущее и пять — на дружескую беседу или резюме совещания.
4. Заранее ознакомьте сотрудника с повесткой встречи.
Кейтлин Холлоуэй, вице-президент по персоналу и культуре в компании Reddit, отмечает: если сотрудник будет заранее знать повестку встречи, то он сможет сформулировать вопросы и темы, чтобы «направить разговор в нужное ему русло».
5. Отслеживайте прогресс.
Фиксируйте итоги обсуждений и отслеживайте, какие темы «всплывают» особенно часто, а также то, насколько сотрудник принял во внимание то, о чем вы говорили. Делитесь своими наблюдениями с сотрудником.
Помните, что главная задача руководителя — установить дружескую атмосферу, чтобы разговор был не только конструктивным, но и вдохновляющим. Начните беседу с двух-трех общих фраз или шутки, чтобы сотрудник мог расслабиться и настроиться на позитивный тон.