Кандидат-«волчок» — новая проблема для работодателей. Как его распознать
Накрутку резюме можно встретить в разных отраслях — маркетинге и рекламе, консалтинге, дизайне, но чаще всего — в IT. По словам HR-директоров IT-компаний, проблема стала массовой. Такие соискатели даже получили отдельное название — «волчки».
По данным исследования «Хабр Карьеры», около 30% IT-специалистов занимаются накруткой. Причем 49,8% делали это, чтобы устроиться на первую работу, 38,3% — чтобы устроиться на работу с зарплатой выше текущей, 6,6% — чтобы устроиться на другой стек.
Индустрия накрутки: кураторы, легенды и гонорары
Накрутка — это не просто добавление вымышленного опыта в резюме, а целая система. Фейковый опыт подтверждается тщательно продуманной легендой, отзывами и рекомендациями с прошлого «места работы», несуществующими проектами и компаниями. Занимаются подобным бизнесом личные кураторы, которые, по их утверждению, сами работают в крупных IT-компаниях. Они также тренируют «волчка» проходить собеседования и учат решать тестовые задачи, которые чаще всего встречаются на технических интервью. Существуют целые компании, которые на этом специализируются. Индивидуальные кураторы ищут себе клиентов в соцсетях и мессенджерах.
«Со мной однажды по почте связывалась одна компания, которая предлагала «накрутить» резюме — придумать легенду для опыта работы, выделить куратора, который бы подготовил к прохождению собеседования и составил резюме. При этом они потребовали 30% от будущей зарплаты. Это, к сожалению, на рынке встречается часто. В основном они предлагают свои услуги джунам», — рассказал РБК аналитик данных Никита Грачев.
Кураторы, которые работают индивидуально, заранее запрашивают деньги за свои услуги. Как выяснил РБК, стоимость может составлять от 50 тыс. до 350 тыс. руб. в зависимости от целей соискателя. Например, простое составление резюме и одна консультация будут стоить меньше, чем полное сопровождение с нуля до офера. Также есть почасовая оплата услуг куратора.
Грань между услугой и мошенничеством
Формально накрутка несуществующего опыта работы незаконна, отмечает адвокат, руководитель практики трудового права АБ «Качкин и партнеры» Ольга Дученко. Однако такие отношения могут маскировать под вполне легальные. Например, оказывать соискателю услуги по подбору вакансий и трудоустройству по специальности, подготовке к собеседованиям.
С точки зрения гражданского права такое соглашение может быть оформлено как договор возмездного оказания услуг. Размер оплаты по нему определяется сторонами самостоятельно, а условие о рассрочке вознаграждения исполнителя не вызовет подозрений.
На практике даже хорошо известные агентства по подбору персонала нередко привязывают размер оплаты за услуги к размеру оклада по должности.
«Сами по себе услуги по подготовке к собеседованию законны. Но если компания помогает сознательно вводить рекрутеров в заблуждение, а ее помощь фактически сводится к фальсификации документов и обману потенциальных работодателей, такая сделка недействительна. В зависимости от конкретных обстоятельств дела действия компании или соискателя могут быть квалифицированы как мошенничество, подлог документов — например, если будет подделана трудовая книжка или диплом», — добавил юрист.
Интересно, что, если работник только «приукрасил» свое резюме, без корректировки документов, обязательных для предоставления работодателя по ТК, уволить его за это нельзя.
Работодатели без морального компаса
Причиной явления могут быть не только высокие зарплаты в IT, но и сильные рыночные перекосы, считает руководитель инсорсинговых направлений корпорации ITG Ольга Звагольская: «Рынок ждет «джунов с опытом», а нормальных входных точек мало. Пока не будет возможностей начать карьеру честно, попытки найти обходной путь будут сохраняться. Поэтому работодателям важно не только защищаться, но и думать о развитии — создавать стажировки, упрощать требования к стартовым позициям и больше смотреть на потенциал, а не только на слова в резюме».
Руководитель рекрутмента группы департаментов ГК «КОРУС Консалтинг» Ярославна Волынская также отмечает, что сказывается дефицит квалифицированных специалистов и гонка зарплат: «Изначально это касалось тестировщиков — из-за низкого порога входа в профессию многие кандидаты просто тщательно готовились к типовым вопросам рекрутеров и проходили собеседования, используя хорошо отрепетированные легенды. Такие соискатели с умением себя продавать попадали на позиции middle и выше, хотя реальных навыков у них не было. Со временем эта тенденция распространилась и на разработчиков, включая использование ИИ во время интервью. Например, для решения задач или генерации социально одобряемых ответов».
Кроме того, разрыв между образованием и реальными требованиями работодателей создает условия, в которых кандидаты вынуждены прибегать к обману, чтобы получить работу, добавила она.
«Есть ли компании с необоснованно завышенными требованиями? Конечно, есть. И разрыв между обучением специалистов в вузах с реальной практики в реальных проектах тоже всегда был и будет. Это специфика системы образования в нашей и некоторых соседних странах. По моему мнению, это не проблема рынка — это проблема сбившегося морального компаса и отсутствия реальных последствий при неправильном выборе», — говорит, в свою очередь, Дарьяна Колотова, директор по рекрутменту «Девелоники» (ГК Softline).
От фитнес-тренеров до медиков
Как рассказала РБК руководитель направления «Навыки и карьера» hh.ru Марина Дорохова, доля тех, кто указывает места, где на самом деле не работал, выросла с 15% в 2019 году до 26% в 2024-м. Чаще всего, по мнению работодателей, так делает обслуживающий и домашний персонал: «Интересно, что случаи приписывания себе лет стажа, а также компетенций, которыми реально не обладают, снизились с 74% в 2019-м до 59% в 2024-м, но чаще всего такую практику можно встретить сегодня со стороны IT-специалистов (и особенно джунов, которым не хватает коммерческого опыта), медиков, а также в сфере фитнеса и красоты».
Дорохова считает, что соискателей может привлекать в услуге накрутки мысль о быстрой окупаемости: устроившись на работу, они рассчитывают быстро вернуть вложенные деньги. Однако это риск — никто не гарантирует, что такая «прокачка» действительно принесет высокооплачиваемый офер.
«Еще причины для накруток — быстрое устаревание технологий, не всегда грамотное заполнение вакансий: работодатели могут указывать целый пучок требований, и не все из них реально требуются в работе. А соискатели в желании соответствовать могут указывать этот длинный список скиллов. Актуализирует проблему и сложность проверки реальных навыков у кандидатов. И здесь очень актуальна тема подтверждения навыков у кандидатов и тем более в резюме», — отметила она.
Идеальное резюме как красный флаг
Многие HR отмечают, что на уровне резюме вычислить «волчка» очень сложно. Но если оно составлено идеально, то уже подозрительно: «Многие соискатели в целом не умеют составлять резюме. Исходя из этого, возможный желтый флаг — когда резюме хорошо структурировано. Отдельно вынесены задачи, команда, стек работы, результаты и т.д. Но это может говорить и о том, что кандидат умеет рефлексировать над своим опытом и умеет структурированно работать с информацией», — замечает HR-директор «Ракеты» Ксения Коскова.
Когда кандидатам помогают решать типовые задачи и репетировать собеседования, это усложняет работу рекрутера, считает Ярославна Волынская из «КОРУС Консалтинг». Чтобы проверить такого кандидата еще до того, как он начнет проходить испытательный срок, можно использовать нестандартные задачи, которые нужно решить здесь и сейчас, а не просто отвечать заученными фразами. Еще стоит обращать внимание на слишком отрепетированные ответы, отсутствие деталей и эмоций. Задавая уточняющие, дополнительные вопросы и прося привести в пример реальные кейсы, можно проверить, насколько кандидат действительно разбирается в теме.
«В нашей компании кандидат проходит несколько этапов собеседований, HR присутствует на каждом из них, — делится HR-бизнес-партнер Crosstech Solutions Group Анастасия Кокарева. — Техническое интервью кандидат обязательно проходит с включенной камерой, чтобы можно было увидеть, гуглит ли он ответы на вопросы, просит ли помощи у ИИ и т.д. Мы уже знаем, как отследить такие уловки у соискателя: он берет паузы, закатывает глаза, а затем начинает отвечать определением из учебника. Если этот паттерн повторяется, то мы не готовы рисковать качеством наших продуктов и отказываем соискателю».
Директор по персоналу компании-разработчика "Базис" Ольга Романова замечает, что также стоит обращать внимание на активность соискателя на GitHub, Stack Overflow, в пет-проектах. Отсутствие цифрового следа — красный флаг. Также сюда относятся резкий карьерный рост (от джуниора до тимлида за 1–2 года) и нестыковки в датах (годы опыта не соответствуют возрасту).
Правда всплывает на испытательном
Иногда консультанты, помогающие составить резюме и легенду, не напрягаются: появляются максимально похожие, вплоть до абзацев и конкретных формулировок, описания проектов, продуктов и задач, говорит Елена Калацей, директор по персоналу компании «Киберпротект». Также «волчки» выбирают обычно достаточно популярные языки программирования, например Go. В лучшем случае кандидат действительно имеет небольшой опыт работы с нужным стеком или же проходил курсы, а в плохом — его знания могут быть очень поверхностны: «Важно отметить, что неофициальный, неподтвержденный опыт — это не всегда красный флаг, но именно это происходит чаще всего. И это несправедливо, потому что своими действиями такие кандидаты затрудняют поиск работы для тех, кто действительно имеет реальный, хоть и не подтвержденный в трудовой книжке опыт работы».
«Если человек утверждает, что работал как самозанятый, можно попросить его подтвердить опыт — например, выпиской из налоговой, которая легко формируется в приложении «Мой налог». Практика показывает, что из десяти подозрительных кандидатов только два могут предоставить документы», — рекомендует, в свою очередь, СЕО компании true.code Артем Шеленговский.
Даже если кандидат хорошо подготовился к собеседованию, например выучил теорию или заказал тестовое, в работе правда быстро вскрывается. В таких случаях возможны два сценария. Первый: честный разговор и понижение грейда. Если сотрудник готов признать, что переоценил свои навыки, можно перевести его на менее сложные задачи с соответствующей зарплатой. Второй — увольнение.
От репутации до бюджета
«Если опыт накручивает человек, который занимает middle+ позицию и каким-то образом прорывается через HR-барьер, то риски в первую очередь возникают на проекте. Демотивируется команда, которая очень быстро разберется, что новичок, пришедший на схожий уровень и получающий соответствующую оплату труда, некомпетентен. При проблемах на проекте репутационные риски появляются и на уровне всей компании. Если же мы взяли джуна с «подкрученным» опытом, то риски, на мой взгляд, минимальны», — отмечает HRD ITSpace Армине Тадевосян.
Марина Беляева, старший HR-бизнес-партнер «Инферит» (ГК Softline), также говорит о репутационных рисках. Некомпетентность сотрудника может отразиться на отношениях с клиентами. Второе — финансовые риски. На адаптацию нового сотрудника уходят время и ресурсы, пока он втягивается, компания инвестирует в него. Если через пару месяцев выясняется, что он не справляется со своими обязанностями, это определенная финансовая нагрузка.