Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Сначала человек, потом профи: главное при найме — soft skills кандидата

Если профессионал токсичен — его яд отравит небольшую компанию, поэтому при найме ей надо ориентироваться на гибкие навыки будущего сотрудника. Как среди претендентов выбрать тех, кто идеально впишется в коллектив, знает Виктория Воронина (ООО «РКБ»)
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Небольшие компании, в отличие от корпораций, имеют простую структуру, ограничивающую возможности вертикального роста в карьере. В результате естественным образом отсеиваются карьеристы, и малый бизнес отдает предпочтение тем релевантным кандидатам, которые нацелены на, например, стабильность компании и неформальные межличностные взаимоотношения. Каждая вакансия закрывается после тщательного точечного отбора и детальных собеседований.

Рекомендации по подбору персонала для небольших компаний

Выбирайте человека

При отборе кандидатов в небольшие фирмы ключевую роль играют soft skills. Профессиональные навыки можно прокачать, для этого есть внутреннее обучение и множество внешних ресурсов. Но то, что заложено в человека природой и приобретено в течение жизни, его личностные и психологические особенности — это, как правило, коррекции не поддается. Поэтому принять на работу ответственного сотрудника с мягкими навыками экономически выгоднее, чем нанять «токсичного» профессионала, способного нарушить благоприятную атмосферу в коллективе. Для небольшой компании сначала ищут человека и только потом — профессионала.

Забудьте о стресс-интервью

Если вы хотите максимально привлечь и заинтересовать нужного кандидата, ни в коем случае не используйте этот спорный инструмент. Во-первых, лишь небольшой процент людей относится к нему адекватно. Во-вторых, подбор персонала — процесс двусторонний. Не только мы выбираем, но и нас выбирают. В-третьих, не забывайте о том, что вы — лицо компании. Любой кандидат, который приходит на собеседование, должен уйти в хорошем настроении, с чувством удовлетворения, чтобы потом поделиться с друзьями и знакомыми, тогда сарафанное радио» будет работать на вас. Эти имиджевые вещи очень важны, поэтому при проведении собеседования всегда думайте о том, что вы работаете на репутацию компании.

Проявляйте дружелюбие

Есть неплохой способ снять напряжение кандидата еще до начала официальной части интервью. Встретьте его у лифта и по дороге в офис поинтересуйтесь, как он добрался, легко ли вас нашел. Это помогает устранить психологические барьеры, наладить контакт и создать более теплую атмосферу во время интервью. Для чего это нужно? Когда человек чувствует себя комфортно и расслабленно, он гораздо больше расскажет о себе, чем в состоянии напряжения.

Значение и история термина

По мнению ученых, soft skills — это личные качества, универсальные, непрофессиональные навыки, которые влияют на эффективность деятельности человека. В их число входят:

  • мотивация и приверженность (Motivation and Commitment);
  • инициатива, любознательность (Enthusiasm);
  • амбиции (Ambition);
  • цели (Goals);
  • таланты (Talents);
  • навыки межличностного взаимодействия (Interpersonal Skills);
  • навыки мышления (Thinking Skills).

Термин впервые прозвучал в 1972 году на конференции представителей командования Вооруженных сил США (CONARC) в докладе Пола Г. Уитмора, доктора общей экспериментальной психологии Университета Теннесси.

На что обращать внимание при штучном подборе кандидатов

Обычно рекрутеры, работающие в массовом подборе персонала, не изучают каждое резюме, а просто «сканируют» его, выхватывая самые важные аспекты. Такая ситуация в небольшой компании просто невозможна.

Просмотрев стандартные характеристики — уровень образования, соответствие требованиям вакансии, — далее мы обязательно проверяем, нет ли в резюме признаков конфликтности. Иногда кандидаты дополняют резюме фразами типа «эйчарам не звонить, буду общаться только с руководителем». Или «уволился с прежней работы, потому что начальник — самодур». Словом, встречаются такие дополнения в резюме, после которых понимаешь: это не наш кандидат.

Весьма содержательная вещь — раздел резюме «Дополнительная информация». Когда человек что-то о себе дополнительно сообщает, это тоже очень интересно.

Например, кандидат пишет: «Люблю активный отдых. Занимаюсь спортом». Это характеризует его как человека, который не боится трудностей, ориентирован на достижение хороших результатов и, как правило, отличается активной жизненной позицией. Люди с широким и разнообразным кругом интересов обычно склонны к нестандартному мышлению и творческому подходу к решению поставленных задач. Кроме того, это показывает, что он заинтересован в личностном развитии и профессиональном росте. В целом когда человек ответственно подходит к заполнению резюме, не игнорирует ни одного раздела, это говорит о том, что профессиональная деятельность играет в его жизни важную роль, что работа рассматривается не только как источник средств к существованию, но и как возможность самореализации.

Очень настораживают большие перерывы в стаже работы. Но если у женщин это чаще всего обусловлено декретным отпуском, отпуском по уходу за ребенком, то у мужчин может быть все что угодно: проблемы со здоровьем или с законом, а может, просто, нежелание работать. Если в запасе есть другие резюме, такое точно откладывается в сторону.

Всегда обращаем внимание на длительность работы на одном месте и отдаем предпочтение тем, кто работает в одной и той же компании долгое время, а не бегает с места на место.

И еще один яркий индикатор — грамматические ошибки. Безграмотно составленные резюме — прямое противопоказание для приема на работу на определенные позиции.

Собеседование: как подготовить вопросы

В отличие от крупного бизнеса, в небольших компаниях практикуют не групповые, а индивидуальные собеседования в два этапа. Первое собеседование проводит HR-специалист, а второе — руководитель соответствующего подразделения.

Очень помогает структурированное интервью с заранее подготовленными вопросами, касающимися как профессиональных компетенций, так и личностных характеристик. Например:

  • Какие качества вы цените в людях?
  • Назовите три своих недостатка.
  • Что бы вы хотели в себе изменить?
  • Как вы относитесь к недостаткам окружающих?
  • Какие книги вы прочли за последний год?

Слушая ответы, мы стараемся понять, примет ли будущий сотрудник базовые ценности компании.

Во время собеседования мы предлагаем кандидатам заполнить небольшую анкету с вопросами об интересах и отношении к различным ситуациям рабочего и житейского характера. Например, в анкете есть такие вопросы:

  • Главная трудность, которая ожидает меня на новом месте работы, — это...
  • Опишите идеального, с вашей точки зрения, руководителя.
  • О каких профессиях вы мечтали в разные годы жизни?
  • Как вы справляетесь со стрессами?
  • Ваша реакция на неудачу?

Готовность к заполнению анкеты покажет заинтересованность соискателя в вакансии. Активное и подробное ее заполнение обычно свидетельствует о высокой мотивации кандидата.

Второй этап — это собеседование кандидата с руководителем подразделения. Для проверки профессиональных навыков мы используем кейс-метод — предлагаем кандидатам решить практические задания, связанные с типовыми рабочими ситуациями. Например, менеджеров по продажам просим продемонстрировать навыки работы с возражениями клиентов.

Служба безопасности: как проверяет и когда

Проверка кандидата проводится после интервью с руководителем, но до отправки ему оффера. Наверное, у многих людей словосочетание «проверка кандидата службой безопасности» ассоциируется с проверкой на полиграфе. Во-первых, на законных основаниях полиграф используют только силовые структуры вроде МВД и ФСБ, а также специализированные организации. Во-вторых, он применяется только в том случае, если сам человек не возражает против подобного исследования, давая письменное согласие.

Детектор лжи в обычной компании — это перебор. А проведение психофизиологической экспертизы — вещь совсем не дешевая. Сейчас в ходу другие, не менее эффективные способы. Например, проверка людей по базе данных. Также в этих целях используются сервисы для проверки того, были ли у человека проблемы с законом, нет ли уголовных или административных правонарушений. По сервису судебных приставов кандидата проверяют на наличие кредитных задолженностей.

Это абсолютно законно, и все соискатели прекрасно понимают, что при трудоустройстве их будут проверять в том числе и по этим параметрам.

Плюсы трудоустройства в небольшую компанию

Не забудьте указать соискателям на эти очевидные преимущества:

  1. Обычно в маленькой компании дружный коллектив, приятная психологическая атмосфера, микроклимат в команде.
  2. Руководство понимает, что люди — основной ресурс компании, а потому относится к сотрудникам более лояльно, более человечно, с заботой.
  3. В небольшой компании легче согласовать гибкий график работы. Если у женщины маленький ребенок и ей нужно успевать в садик, ей могут перенести время начала или конца рабочего дня. А еще при необходимости дадут отгул для решения личных вопросов.
  4. Простота иерархии позволяет проводить согласование по коммерческим сделкам, договорам и другим вопросам более оперативно. Можно четко отслеживать бизнес-процессы.

Надеюсь, все эти советы помогут вам эффективно закрывать вакансии и выбирать именно тех людей, которых вы ищете. А еще они позволят повысить имидж не только вашего HR-бренда, но и компании в целом.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 11:04
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 11:04
Экс-боец Bellator заявил о колоссальном уроне от Яна в бою с Двалишвили Спорт, 11:17
От избы до дизайнерских квартир: как менялось гостеприимство в России РБК и Legenda, 11:15
В UFC после жуткой травмы выявили 1-го родившегося в 21-м веке чемпиона Спорт, 11:14
Гормон агрессии и мужественности: 6 популярных мифов о тестостеронеПодписка на РБК, 11:05
В F1 самый напряженный финиш за 15 лет. Чего ждать от последней гонки Спорт, 11:00
Адвокат сообщила, какого решения по квартире Долиной ожидает Лурье Общество, 10:57
Отравившиеся на танкере у берегов Стамбула россияне пришли в себя Общество, 10:51
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Сколько Египет зарабатывает на Суэцком канале и индустрии путешествий РБК и РЭЦ, 10:45
Бизнес против подработок сотрудников: почему борьба обречена на провалПодписка на РБК, 10:36
The Telegraph назвала Каллас подарком России из-за ее позиции по Украине Политика, 10:33
Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям #всенабиржу!, 10:30
В Гонконге в отеле нашли тело 35-летней россиянки Общество, 10:23
Синоптик рассказал, что на следующей неделе снег покроет 92% России Общество, 10:17
Вратарь сборной России в первом матче за ПСЖ за полгода отстоял «на ноль» Спорт, 10:11