Как и чему сейчас стоит учить руководителей
Есть несколько ключевых факторов, которые следует учитывать при формировании образовательных программ для руководителей.
Опыт руководителя, потребности рынка, внешние вызовы
Текущий опыт и знания
Чтобы оказаться на том уровне, на котором руководители находятся сейчас, они уже прошли определенный путь. Поэтому вариант, что компетенции нужно развивать с нуля, практически исключается.
К тому же у руководителей разительно отличается и пул задач, с которыми они сталкиваются. Если же обучение сотрудников будет чаще всего связано с так называемыми hard skills, то для руководителей на первый план помимо непосредственно управленческих навыков выходит широкий набор мягких навыков и метакомпетенций.
Потребности и тенденции рынка
Навыки стремительно устаревают. Согласно исследованиям Всемирного экономического форума, в ближайшие пять лет 44% профессиональных навыков подвергнутся изменениям. А ведь еще в 2016 году считалось, что таких навыков будет не более 36%.
Глобальные вызовы
Руководители первыми сталкиваются с кризисами и изменениями, которые происходят во внешней среде. Поэтому программы обучения должны в том числе учитывать изменения вовне и предоставлять руководителям необходимые инструменты, которые помогут им реализовывать стратегию компаний и поддерживать сотрудников.
Тенденции в обучении руководителей
1. Мягкие навыки
Какое-то время назад обучение руководителей в основном было сосредоточено на развитии профессиональных управленческих компетенций. Это довольно простая идея. Руководители занимаются управлением, а значит, и учить их нужно тому же.
Это тренинги по управленческому циклу, по переговорам, в каких-то случаях продажам, специализированное обучение согласно специфике компании. К этому набору могли добавляться трендовые темы — управление проектами, бережливое производство, цифровые компетенции. Сейчас же ключевое значение как у руководителей, так и у сотрудников в целом играют мягкие навыки.
С помощью мягких навыков сотрудники легче адаптируются к разным обстоятельствам, а руководители находят подходы к подчиненным и коллегам. Мягкие навыки универсальны, поэтому они помогают вне зависимости от основной профессии.
В отличие от жестких навыков это игра вдолгую. Мягкие навыки сложнее развивать. Но, как и инвестиции, они дают в будущем большие результаты.
Например, сотрудник с развитым критическим мышлением будет эффективнее искать информацию и принимать решения. Но развить критическое мышление не получится за один тренинг или даже курс.
2. Управление изменениями
Изменения происходят стремительно как в мире, так и в сфере корпоративного образования. Управленцы за несколько лет столкнулись сразу с несколькими черными лебедями начиная с пандемии 2020 года.
В свете этих событий возник спрос на программы, связанные со стрессоустойчивостью и благополучием сотрудников. Руководителям предстояло повысить свою собственную способность адаптироваться к переменам и передать уверенность своим сотрудникам.
Однако когда первичный шок событий спал, компании перешли от позиции пережидания к собственным изменениям. Для многих это означало переход от развития мягких навыков к большей сосредоточенности на тех навыках, которые нужны здесь и сейчас для повышения эффективности бизнеса.
На первый план вышла тема управления изменениями, так как наступил момент, когда руководители перестали просто адаптироваться к внешним изменениям, а возглавили трансформации в своих компаниях.
Например, исследование Школы управления «Сколково», проведенное в прошлом году, показывает, что управление изменениями — одно из приоритетных направлений для развития руководителей крупных компаний и уступает только операционной эффективности.
3. Развитие команды
Еще одна из востребованных тем сейчас — это развитие команды. Если во время пандемии обучение было больше сосредоточено на том, как поддерживать сотрудников в трудное время, то сейчас все больше мы встречаем запрос на то, как добиваться лучших результатов вместе.
В числе подобных тем, например, определение командных ролей, управление конфликтами в команде и развитие сотрудников через делегирование.
4. Предпринимательский тип мышления
Еще один тренд обучения ближайшего будущего — это развитие предпринимательского типа мышления, при котором руководитель действует не как наемный сотрудник, а как собственник со всей полнотой полномочий и соответствующей ответственностью.
Этот тренд на предпринимательское мышление отметили британские исследователи открытого университета, который более десяти лет отслеживает тренды корпоративного обучения.
Смешанные программы
Уже сейчас мы видим, что четкое разделение программ обучения на soft и hard skills теряет свою актуальность. В современном мире, где требования к навыкам руководителей постоянно меняются, одних хардов недостаточно, а развитие софтов занимает долгое время.
К тому же программы, которые посвящены только софтам, не позволяют проследить их эффективность, так называемый возврат инвестиций, поскольку мягкие навыки не поддаются измерению. А процедуры оценки развития данных компетенций настолько дороги, что чаще всего их стоимость превышает стоимость самого обучения.
Поэтому более вероятно, что в будущем мы увидим больше смешанных программ, которые будут строиться вокруг реальных рабочих ситуаций, работая над которыми руководители смогут тренировать как свои управленческие навыки, так и развивать, а иногда и трансформировать личностные черты.