Красный генерал: как управлять командой, если вы контрол-фрик и параноик
Каждый четверг Семен Александрович, заместитель генерального директора компании «Город», направляет всем сотрудникам письмо с требованием обновить статус и заполнить отчет по новым проектам, запущенным два месяца назад.
В письме ярко прослеживается требовательный тон: почему вовремя не заполнили, обоснуйте сроки, причины, статусы, предоставьте в срок до… В ответ Семен Александрович получает лишь молчание или формальные отписки. Он и не подозревает, что давно потерял авторитет. Ключевые проекты в компании ведут молодые и инициативные сотрудники. У Семена Александровича нет ни рычагов управления, ни доступа к информации, одни лишь отчетные таблицы.
Семен Александрович начинает раздражаться, нервничать, обвинять сотрудников в неэффективности и непрофессионализме. Он плохо спит, на ночь выпивает полстакана бренди, манкирует спорт и отдых, часто задерживаясь на работе, чтобы хоть как-то проконтролировать рабочий процесс.
Почему сотрудники отвернулись от требовательного топ-менеджера? Неистовое желание Семена Александровича контролировать процессы вызвало в них сопротивление. К счастью для бизнеса, не к самой работе, а персонально к Семену Александровичу и его стилю руководства.
Авторитарный лидер эффективен в кризисные моменты жизни компании, однако практические бесполезен в спокойные времена: практика регулярного менеджмента уже давно отторгает идею единоначалия.
Власть и лидерство лежат на противоположных чашах весов. Тем не менее на рынке очень много профессиональных директоров с вшитой функцией тотального контроля.
Что делать, если вы из их числа? Давайте разберемся. Для этого разберем трехвекторную модель лидерства (3В). Она включает в себя три ключевых навыка.
1. Видение
Если вы запускаете новый проект, согласованный с высшим руководством, организуйте сессию, чтобы синхронизировать ваше видение проекта с видением тех, кто непосредственно будет его реализовывать. В ходе сессии ответьте на следующие вопросы:
— Кто стейкхолдеры проекта?
— Каковы ожидания стейкхолдеров?
— Каковы оптимистичные и реалистичные сроки реализации проекта?
— Какие ресурсы компания имеет для достижения цели?
— Каков идеальный образ результата?
— Что может помешать реализации проекта?
— Кто может помочь довести его до конца?
— Какую ценность проект принесет компании в целом?
— Насколько проект соответствует стратегии компании?
— Каково финансирование проекта, есть ли в нем ограничения?
— Какие критерии успешности проекта: итоговые и промежуточные?
— Роли в проекте, кто за что отвечает?
— Зачем проект каждому из участников?
— В чем его вдохновляющая составляющая для команды?
Поделитесь своим видением и постарайтесь услышать видение других вовлеченных участников команды.
2. Вовлечение
«Красные генералы» часто путают вовлечение с контролем. Естественно, лидеру важно понимать, как продвигается проект. Однако это не значит, что надо ввести тотальный контроль. Это значит, что надо в каждый момент времени знать, с какими трудностями и ограничениями сталкивается команда, предлагать свою поддержку и давать конструктивную обратную связь относительно успехов и неудач, мотивировать людей двигаться дальше. Безопасная среда — ключевое условие для успешной реализации проекта.
Маршалл Розенберг в книге «Ненасильственное общение» очень хорошо описал методологию обратной связи и коммуникации для создания безопасной атмосферы.
Шаг № 1. Наблюдение
Вместо категоричных суждений используйте факты.
Неправильно: «Ты не успеваешь в срок», «Качество твоей работы снизилось, я не доволен этим».
Правильно: «Я заметил, что показатели остались на прежнем уровне», «Мне показалось, что лишь пять из семи участников команды регулярно посещают планерку, посвященную проекту», «Я увидел, что наш ключевой стейкхолдер написал письмо в неконструктивном тоне».
Постарайтесь давать свои комментарии безоценочно и беспристрастно. Если вам трудно это сделать, обратитесь за помощью к коучам.
Шаг № 2. Описание чувств
Вовлеченность — это возможность выразить свое отношение к происходящему.
На этом шаге практикуйте я-высказывания — выражайте свои персональные эмоции, а не ссылайтесь на других.
Неправильно: «Я чувствую, что вы игнорируете меня и мои письма».
Правильно: «Я испытываю недоумение, гордость, обеспокоенность, тревогу». При этом постарайтесь удержаться в границах бизнес-этики и не подорвать собственный авторитет.
Шаг № 3. Выражение потребности
Объясните, почему у вас возникли те или иные чувства. При этом, как и в предыдущем случае, не давайте оценок.
Неправильно: «Вы не отвечаете письма письмо третий день».
Правильно: «Мне важна прозрачность и ясность в нашей коммуникации».
Шаг № 4. Просьба
Четко и просто скажите, что вам нужно, чтобы ваша потребность была закрыта. Используйте побудительные предложения без частицы «не» и без обезличенных оборотов.
Неправильно: «Я хочу, чтобы все направлялось вовремя».
Правильно: «Направляй, пожалуйста, каждую пятницу в районе обеда такую-то информацию».
3. Влияние
Авторитарный, контролирующий руководитель, как правило, использует следующие инструменты влияния: иерархия, директива, распоряжение, приказ. При этом объект его воздействия — подчиненные как класс.
Давайте вспомним теорию деятельности Леонтьева (Алексей Леонтьев — советский психолог, первый декан факультета психологии Московского государственного университета. — РБК Pro). Вот какие компоненты она включает:
1. мотив,
2. цель,
3. условия,
4. операция,
5. действие,
6. деятельность.
Как влиять на сотрудников, используя все эти компоненты?
— Работайте с мотивацией
Основные стремления людей — деньги, развитие, власть, самореализация. Зная «нежные» точки каждого сотрудника, можно регулировать его продуктивность и вовлеченность. Подробнее о типах мотивации — здесь.
Правильно ставьте цели. Они должна быть конкретными, вдохновляющими (разделенными), сформулированными одинаково для всех задействованных в реализации.
В идеале проведите фасилитационную сессию и визуализируйте цели в удобном формате, доступном для всех. Отслеживайте их достижение — так вы снимете свою напряженность и дадите дополнительную мотивацию сотрудникам.
— Правильно оценивайте внешние и внутренние условия
Проверьте, достаточно ли у вас и команды ресурсов для реализации задуманного и благоволит ли внешняя среда. Ваши подопечные могут быть слишком самонадеянны и оптимистичны, но вы должны быть реалистом. К условиям можно также причислить социально-психологический климат в команде, наличие внутренних конфликтов, выгорания.
Задавайте провокационные вопросы, например:
- Какие ресурсы планируешь привлечь?
- Достаточно ли у тебя и твоей команды экспертизы?
- Как ты себя чувствуешь, как чувствует себя твоя команда?
- Как ты оценишь сроки в оптимистичном и пессимистичном прогнозе?
- Что тебе может помешать?
— Анализируйте операции
В зрелых компаниях есть функции, отвечающие за операционную эффективность. Однако, если вы понимаете, что сотрудники тратят время впустую, а в их отчетах все чаще встречаются глаголы несовершенного вида — это повод задуматься:
- Какие процедуры надо упростить?
- Какие систематизировать?
- От каких бизнес-процессов можно избавиться, чтобы сотрудники чувствовали больше свободы в создании ценности.
В компаниях с высокой бюрократизацией процедуры подменяют собой трудовую деятельность. Сотрудники, чувствуя «заполненность» их дня, пребывают в иллюзии работы.
Меняйте процессы, которые можно поменять.
— Влияйте на деятельность сотрудников
Деятельность по Леонтьеву — это «предметная активность, неотъемлемая часть которой — возникновение психической жизни», «процесс, который складывается из совокупности действий и операций». На психологическом уровне это единица жизни, опосредованная психическим отражением. Другими словами, деятельность — это система, имеющая строение, свои внутренние фазы трансформации и развитие.
Прежде чем влиять на деятельность сотрудников, задумайтесь о двух вещах:
- Есть ли у сотрудников психически жизнь? Насколько их работа представляет собой совокупность действий, а не последовательность операций? Насколько трудовая деятельность «ориентирует» сотрудника в его профессиональной стратегии? Насколько сама стратегия комплексная? Отвечает ли сотрудник за операции или за результат?
- Какова динамика этой деятельности. Растет сотрудник или стагнирует, учится ли чему-то новому?
Выводы кратко
— Сформированное видение одинаково полезно для результата проекта и устойчивости контролирующего руководителя.
— Вовлечение руководителя в ход проекта не то же самое, что контроль. Это тактика взаимодействия с командой, позволяющая управлять динамикой реализации и мотивацией.
— Влияние — это системное погружение во все аспекты жизни команды, имеющее пять компонентов: мотив, цель, условия, операции, действия, деятельность.