Начальника-психопата можно вычислить по мимике и речи. Что его выдает
Это материал входит в новый раздел РБК Образование, где мы рассказываем о том, как развивать навыки, принимать взвешенные решения и двигаться по карьере осознанно.
Школа управления РБК — новый образовательный проект медиахолдинга, ориентированный на развитие руководителей. Встречаемся каждый четверг в 19.00 на онлайн-событиях, где вместе решаем сложные управленческие задачи.
Расписание и темы можно посмотреть здесь.
«Не все психопаты сидят в тюрьме. Некоторые заседают в советах директоров» — эта фраза профессора психологии Университета Британской Колумбии Роберта Хэйра хорошо описывает корпоративную среду, которая способствует выдвижению определенного типа людей. Чрезвычайная уверенность в себе, харизма и способность увлекать за собой считаются качествами хороших руководителей. Однако эти качества могут выдавать психопата — человека черствого, беспринципного и безответственного.
Среди руководителей компаний таких на порядок больше, чем среди обычных людей, — примерно столько же, сколько их бывает за решеткой. Как заранее вычислить психопатов, чтобы не попасть к ним в подчиненные?
«Психопаты идут на работу»
Судебный психолог Натан Брукс, сотрудник австралийского Университета центрального Квинсленда, отмечает, что если в обществе в целом один психопат приходится на 100 человек, то в верхних эшелонах корпоративного мира их доля составляет от 3 до 21%. Верхняя граница этого диапазона, один из пяти, соответствует числу психопатов в тюрьмах. Брукс подчеркивает, что такие люди могут нанести немалый вред компании, занимаясь чем-то неэтичным или незаконным, а также негативно повлиять на других сотрудников.
Психопатия — синдром, проявляющийся в сочетании таких личностных черт, как неспособность чувствовать эмпатию и раскаяние, лживость, импульсивность, бессердечие, поверхностность эмоций. Психопатия часто выражается в асоциальном поведении и считается одной из составляющих так называемой темной триады — наряду с макиавеллизмом (склонностью манипулировать и эксплуатировать других людей), нарциссизмом (концентрацией на своем эго). Термин, который встречается во всех исследованиях психопатии, — поверхностное обаяние — умение нравиться людям, особенно когда контакт не слишком продолжителен.
«Обычно психопаты создают большой хаос и в целом имеют склонность манипулировать людьми, настраивая их друг против друга», — говорит Брукс. Даже мозг у психопатов устроен иначе, чем обычных людей: меньше префронтальная кора — та часть, которая регулирует поведение, самоконтроль и планирование. У них деформировано миндалевидное тело, которое отвечает за социальные взаимодействия и эмоции, в том числе негативные, такие как страх, вина и печаль.
Исследователи из нескольких австралийских университетов также пришли к выводу, что наличие психопатов в компании может привести ее к тяжелому кризису. «Хотя за коллапсом компаний могут стоять разные причины, значительное число значимых крахов, возможно, связаны с людьми особого психологического портрета — психопатами», — утверждают исследователи. В числе таких людей они называют финансиста Бернарда Мейдоффа, из-за которого инвесторы потеряли $50 млрд, основателя и CEO разорившегося энергетического гиганта Enron Кеннета Лэя, а также руководителей банков Wall Street, действия которых привели к мировому финансовому кризису.
Еще в книге «Змеи в костюмах. Когда психопаты идут на работу», вышедшей прямо накануне мирового кризиса, в 2006 году, Роберт Хэйр и бизнес-консультант Пол Бабиак объясняли рост числа сообщений о злоупотреблении в корпорациях именно разрушением этических стандартов и ценностей. Фактически они предсказали кризис 2007–2008 годов, благодаря методам психологического анализа увидев распространение в корпорациях психопатов.
Хэйр и Бабиак обнаружили удивительный факт: расхожее мнение, согласно которому людей с чертами психопатов не возьмут на работу или по крайней мере не назначат на значимые должности, а за конфликты с коллегами как-то накажут или уволят, далеко не всегда соответствует действительности. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, психопаты вполне могут очаровать интервьюера на собеседовании, тем более что манипулирование — это то, в чем они особенно сильны. Во-вторых, компании нанимают психопатов, видя у них «лидерские качества». В-третьих, как отмечают Хэйр и Бабиак, стремление корпораций еще в 1970–1980-е годы отказаться от бюрократической структуры и перейти к системе, где решения принимаются быстро, привело к тому, что вместо людей, склонных поддерживать статус-кво, начали нанимать сотрудников с чертами психопатов. Они демонстрировали уверенность в себе, силу и спокойствие, за которыми, однако, скрывались эгоцентричность, бездушие и бесчувственность. Такие незабюрократизированные корпорации стали нормой в 1990-е. Однако нормой стал и наем в них психически неуравновешенных людей.
Наконец, в-четвертых, почувствовав для себя в корпорациях благоприятную среду, психопаты сами очень захотели проникнуть туда, особенно в сферы с высоким риском и высокими доходами. В 2006 году Хэйр и Бабиак предупреждали, что это повышает финансовые риски для компаний. Их правота подтвердилась уже на следующий год, в 2007-м, когда американские корпорации начали рушиться одна за другой.
Психопатия — секрет успеха
По оценке австралийских ученых, люди с чертами психопатов опасны не только на должностях CEO, но и на позициях руководителей среднего звена. Они негативно влияют на производительность сотрудников, их здоровье и благополучие и на долгосрочную стабильность всей компании. Самые опасные черты таких менеджеров — неспособность слышать подчиненных, ценить их опыт и даже просто поддерживать с ними отношения. «Такие менеджеры попросту некомпетентны», — подчеркивают исследователи.
Казалось бы, их должны были бы просто уволить. Однако, как подчеркивают авторы, неумелые и неэффективные менеджеры, по разным оценкам, могут составлять до 50–60% всех менеджеров. На таком общем фоне некомпетентности психопатам легко затеряться. Ученые раскрывают и механизм, позволяющий таким людям преуспевать в компании: психопаты могут эксплуатировать других людей и саму компанию ради собственных целей, не испытывая при этом угрызений совести, никому не сочувствуя и не сопереживая. Критики рыночной экономической системы часто утверждают, что она основана как раз на эксплуатации. Если это так, то люди, лучше всего способные преуспеть в ней, — это именно психопаты.
Секрет карьерного успеха психопатов еще и в том, что они сами, как отмечалось в материале Inc, готовы работать на плохих начальников — высокомерных, грубых, нечестных и чрезмерно требовательных. Обычные подчиненные в такой ситуации будут испытывать массу негативных эмоций, возможно, уволятся. Однако подчиненные-психопаты в этом случае эмоционально не перегружаются, хладнокровно оценивают ситуацию и ищут собственную выгоду. Как отмечают исследователи, особенности психологического склада психопата дают ему дополнительную стрессоустойчивость в таких ситуациях. В результате карьерный рост будет именно у них.
«Психопаты живут без страха»
Как узнать психопата? Многие исследователи считают их наиболее заметной чертой стремление к доминированию при полном отсутствии страха, беспокойства, чувства вины, сочувствия другим людям, опасений по поводу последствий своих действий для других. К этому добавляется заметное стремление манипулировать людьми, а также импульсивность и патологическая лживость. Психопатов выдают и, казалось бы, мелочи. Обычно люди склонны повторять мимику человека, которого слушают. Например, улыбаться, если он рассказывает что-то веселое и сам улыбается. Однако психопаты, полностью сконцентрированные на себе и не интересующиеся переживаниями других, этого не делают.
«Если во время разговора у меня возникает ощущение, что собеседник не моргает, это может быть признаком психопатии, — говорит Гильда Гибель, шесть лет проработавшая с рецидивистами в немецких тюрьмах, в интервью Bild. — Робкие люди чаще моргают. Психопаты живут без страха». При этом они много говорят о деньгах и мало — о семье. Также у них чрезвычайно завышенное представление о себе и собственной важности. Именно они любят рассуждать о необходимости достигать великих целей (в том числе в бизнесе), но обычно не понимают, как это сделать, у них нет для этого никакого плана. Психопаты стремятся получать вознаграждения почти любой ценой, поскольку их мозг в этом случае производит до четырех раз больше дофамина (гормона удовольствия), чем мозг обычных людей.
По словам Гибель, нужно полагаться на внутреннее чутье и инстинкты и не общаться, даже из вежливости, с теми, кто вас отпугивает или внушает вам подозрение. В книге TriebHAFT («Тяга к тюрьме») она рассказывает о своем опыте работы в исправительном учреждении, где ей приходилось оценивать, достаточно ли заключенные работают над изменением своего поведения для смягчения условий содержания. По ее словам, она каждый раз читала материалы дела, перед тем как общаться с преступниками, поскольку некоторые из них были настолько умны и умелы, что могли очаровать ее и обвести вокруг пальца. Заключенные, страдающие нарциссизмом, очень убедительно искажали свои реальные истории, чтобы выставить себя в лучшем свете. «Было большое искушение поверить всему, что они говорят», — вспоминает Гильда Гибель. Психопаты также пытались пользоваться манипуляциями, но особенно их отличало непонимание того, что они нанесли кому-то вред.
Психолог Роберт Хэйр разработал тест для определения психопатии. Он включает 20 пунктов, оценивающих степень выраженности у человека определенных черт: эгоцентричности, патологической лживости, стремления обманывать других, паразитирующего образа жизни, вспыльчивости, импульсивности, безответственного поведения, недостатка реалистичных, долгосрочных планов, отсутствия чувства вины и некоторых других. Если человек соответствует заметному количеству этих критериев, то держаться от него надо подальше.
Чтобы сотрудники с чертами психопатов не нанесли ущерба бизнесу, эксперты рекомендуют компаниям проводить соответствующие психологические тесты. Натан Брукс, в частности, обращает внимание на то, что корпорации основное внимание уделяют навыкам сотрудников, ставя их психологические качества на второе место. «На самом деле сначала нужно оценивать характер кандидата, а затем, если он проходит этот тест, проверять, есть ли у него необходимые навыки», — призывает Брукс.