Российские топ-менеджеры назвали основные угрозы для своих компаний
Руководители крупных российских компаний считают главной угрозой для своего бизнеса волатильность валютного курса, говорится в опросе отечественных CEO, который провела PricewaterhouseCoopers (PwC). Такого мнения придерживаются 82% респондентов. Всего в исследовании приняли участие 88 топ-менеджеров.
В прошлом году нестабильный рубль также был главным риском, однако тогда озабоченность этим фактором высказывали почти все респонденты — 92% (данных за 2015 год у PwC нет, а в 2014 году волатильность курса волновала лишь 55% руководителей). При этом на прошлой неделе Минфин объявил, что с февраля начнет направлять в резервы доходы от нефти дороже $40, а Центробанк будет скупать на рынке валюту в объеме этих сверхдоходов. «Бизнес будет смотреть за предсказуемостью правил игры. Если это (планы Минфина. — РБК) повысит предсказуемость, будет хорошо. Первое ощущение со стороны — что бизнес будет осторожным, поскольку любое изменение подхода будет восприниматься по-разному», — сказал на презентации обзора управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков. Схема Минфина ослабит рубль на 5–7%, оценивали аналитики Sberbank CIB и ING.
Второе и третье места в списке главных угроз заняли чрезмерное регулирование и геополитическая нестабильность — их опасаются 80% респондентов. При этом риски чрезмерного регулирования по сравнению с прошлым годом практически не изменились (тогда они вызывали опасение у 81% участников опроса), хотя и значительно выросли относительно 2015 года, когда о них говорили 64% топ-менеджеров. Зато геополитическая нестабильность стала волновать больше топ-менеджеров — годом ранее на актуальность этой угрозы обратили внимание 66% респондентов.
Среди других угроз — отсутствие определенности относительно перспектив роста экономики, которое волнует 79% респондентов. ВВП в 2016 году упал на 0,6%, сообщило накануне Минэкономразвития. В этом году в прогнозе социально-экономического развития заложен рост на 0,6%, однако первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что экономика может вырасти и на 1–2%.
Еще одна значимая угроза — увеличение налогового бремени (по мнению 71% опрошенных). Президент Владимир Путин анонсировал появление новой налоговой системы с 2019 года, однако ее конкретные параметры пока не известны. Минфин уверял, что изменения не предусматривают роста налоговой нагрузки, а направлены на ее перераспределение, в частности увеличение НДС при одновременном снижении страховых платежей для бизнеса. Неопределенность налоговой реформы может ограничить горизонт планирования инвестиций в российском бизнесе 2019 годом, отмечали эксперты Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики.
Волнуют топ-менеджеров также социальная нестабильность (70%, что на 1 п.п. больше прошлого года), доступность капитала (60%, снижение на 5 п.п. по сравнению с 2016 годом) и недостаточно развитая базовая инфраструктура (54%).
Респондентов также спросили об их ожиданиях от мировой экономики. Только 20% руководителей в России полагают, что в 2017 году она будет расти (по всему миру так считают 29%). По сравнению с прошлым годом доля придерживающихся такого мнения топ-менеджеров в России не изменилась. Что касается собственного положения, то в росте доходов своей компании в ближайший год уверены 77% опрошенных — их число резко выросло по сравнению с прошлым годом, когда увеличения прибыли ожидали всего 57%. Впрочем, уровень оптимизма руководителей по-прежнему не достиг показателей 2013 года, когда роста доходов в течение 12 месяцев ожидали 95% респондентов. При этом ожидания российских топ-менеджеров улучшаются, если смотреть на перспективу не одного, а трех лет, — 82% ждут роста доходов на трехлетнем горизонте.