Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Раймонд Паулс объяснил слова о «навязчивой» публике Общество, 09:47 Сбербанк увидел рост случаев телефонного мошенничества более чем в 15 раз Финансы, 09:44 Умный аутлет: из сжигателя денег в прибыльный бизнес РБК и Открытие, 09:32 Три человека погибли в аварии на трассе Тюмень — Ханты-Мансийск Общество, 09:28 Потребительский экстремизм: как защититься компаниям Pro, 09:25 В Паттайе ночью загорелся отель Holiday Inn Общество, 09:21 Сбежать из российской зимы: все о стильном кроссовере Haval F7X РБК Стиль и Haval, 09:03 Появился первый претендент на строительство платного моста через Лену Бизнес, 09:00 В Совфеде предложили выравнять зарплаты учителей по всей России Общество, 08:55 Болельщики освистали Панарина в его первом матче против бывшего клуба Спорт, 08:49 Десятки белых медведей окружили село на Чукотке Общество, 08:41 Туск предупредил о проблемах для неспособной защитить Украину Европы Политика, 08:36 Тренды здорового образа жизни будущего: во что вкладывают богатые РБК и Райффайзенбанк, 08:33 Что случилось за ночь. Главные новости РБК Общество, 08:14
Экономика ,  
0 
Авиакомпании России снова выходят на рынок облигаций
Вслед за ростом авиаперевозок, фиксируемым в начале года, оживление пришло и на рынок облигаций авиакомпаний. Если в прошлом году регистрировались дефолты по облигациям авиаперевозчиков, то сегодня ситуация иная, и интерес к таким бумагам снова возвращается.

Сегодня свои облигации успешно разместила авиакомпания Utair - спрос на ее ценные бумаги заметно превысил предложение. В ближайшее же время на рынок облигаций после восьмилетнего перерыва выходит "Аэрофлот -российские авиалинии", которому тоже будет обеспечен интерес со стороны покупателей. Аналитики видят в этом как отражение общего тренда (инвесторы стали больше интересоваться облигациями вообще - и не только в авиаотрасли), так и признаки уверенности в восстановлении рынка авиаперевозок.

Дефолты в прошлом

В прошлом году, когда ситуация на рынке авиаперевозок не внушала оптимизма, сразу две авиакомпании допустили дефолт по облигациям - калининградская "КД Авиа" и "Авиакомпания "Сибирь" (торговая марка S7 Airlines).

Калининградский авиаперевозчик в апреле 2009г. не исполнил обязательства по выкупу облигаций и по выплате купонов. Дальнейшее развитие событий для "КД Авиа" было печальным - закончилось тем, что авиакомпания была признана банкротом.

"Сибирь" допустила дефолт, не исполнив оферту по выкупу своих облигаций в марте 2009г. В результате компания реструктуризировала облигационный займ и сейчас выплачивает его частями. Дела у "Сибири" в 2009г. шли действительно неважно: авиакомпания снизила перевозку пассажиров на 22,3% при общем падении перевозок в российской авиации на 9,4%. Однако за два месяца 2010г. "Сибирь" увеличила перевозку пассажиров - на 19,8%.

Спрос на надежность

Авиакомпания UTair сегодня полностью разместила два выпуска биржевых облигаций по 1,5 млрд руб. каждый. Ставка первого купона определена в размере 12,5% годовых. Срок обращения бумаг составит 3 года. Спрос на облигации превысил предложение в 1,5 раза.

Аналитик по рынку облигаций АКБ "СОЮЗ" Юрий Голбан отмечает, что UTair - один из наиболее крепких эмитентов третьего эшелона. Компания достаточно спокойно прошла кризис, у нее не было дефолтов по облигациям, хотя достаточно высокая долговая нагрузка - объем чистого долга за 9 месяцев 2009г. составил около 18,5 млрд руб.

Управляющий партнер НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Иван Андриевский тоже объясняет спрос на облигации UTair результатами деятельности компании по итогам кризисного 2009г. Вопреки общему снижению в авиационной отрасли, UTair смогла продемонстрировать существенный рост пассажирооборота.

Так в 2009г. российские авиакомпании сократили перевозку пассажиров на 9,4%, а UTair - увеличила - на 9,9%. Восстановление российского рынка авиаперевозок и рост доли компании на российском рынке стали главными драйверами спроса на облигации UTair, считает аналитик.

Легок на подъем

Один из ведущих авиаперевозчиков страны - "Аэрофлот - российские авиалинии" - планирует вскоре разместить два облигационных займа по 6 млрд руб. каждый со сроком обращения 3 года. Последний раз компания размещала облигации почти 10 лет назад (погашение облигаций состоялось в 2002г.).

Размещение первого займа запланировано на 15 апреля. При этом закрыть книгу заявок по этим облигациям изначально планировалось 13 апреля, но было решено перенести дату закрытия на 9 апреля.

Замначальника аналитического управления ИК "Велес Капитал" Иван Манаенко считает, что высокий спрос облигациям "Аэрофлота" обеспечен, и перенос даты закрытия книги может быть тому подтверждением. Если организатор видит, что заявок хватает, участников достаточно много, диапазон цен устраивает заемщика – почему не закрыть книгу раньше, объясняет аналитик.

Его коллега из АКБ "СОЮЗ" Ю.Голбан полагает, что спрос на облигации "Аэрофлота" будет выше чем для UTair, поскольку "Аэрофлот" - крупнейший авиаперевозчик страны, с акционером в виде государства (51%). Он напомнил, что сами организаторы облигационного займа "Аэрофлота" ориентируются на ставку первого купона в диапазоне 8-8,75%. Скорее всего, удастся разместиться вблизи нижней границы, прогнозирует эксперт.

И. Андриевский говорит, что рынок авиаперевозок демонстрирует рекордные темпы восстановления с начала 2010г., а те компании, которые показывали по итогам прошлого года результаты лучше рынка, пользуются повышенным спросом. Напомним, что при общем падении рынка авиаперевозок в 2009г. на 9,4% по перевозке пассажиров, "Аэрофлот" упал в этом показателе только на 5,6%.

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов отмечает, что спрос на облигации авиакомпании связан не только с оживлением рынка авиаперевозок, но и рынка облигаций в целом. Так, с лета 2010г. разместились уже порядка 30 компаний, и ставки снижаются. Если в середине прошлого года они были на уровне 13-20%, то уже в конце года были на уровне 10-11%, а недавнее размещение "Новолипецкого металлургического комбината" (НЛМК) прошло на уровне 7,75%.