Авиакомпании России снова выходят на рынок облигаций
Сегодня свои облигации успешно разместила авиакомпания Utair - спрос на ее ценные бумаги заметно превысил предложение. В ближайшее же время на рынок облигаций после восьмилетнего перерыва выходит "Аэрофлот -российские авиалинии", которому тоже будет обеспечен интерес со стороны покупателей. Аналитики видят в этом как отражение общего тренда (инвесторы стали больше интересоваться облигациями вообще - и не только в авиаотрасли), так и признаки уверенности в восстановлении рынка авиаперевозок.
Дефолты в прошлом
В прошлом году, когда ситуация на рынке авиаперевозок не внушала оптимизма, сразу две авиакомпании допустили дефолт по облигациям - калининградская "КД Авиа" и "Авиакомпания "Сибирь" (торговая марка S7 Airlines).
Калининградский авиаперевозчик в апреле 2009г. не исполнил обязательства по выкупу облигаций и по выплате купонов. Дальнейшее развитие событий для "КД Авиа" было печальным - закончилось тем, что авиакомпания была признана банкротом.
"Сибирь" допустила дефолт, не исполнив оферту по выкупу своих облигаций в марте 2009г. В результате компания реструктуризировала облигационный займ и сейчас выплачивает его частями. Дела у "Сибири" в 2009г. шли действительно неважно: авиакомпания снизила перевозку пассажиров на 22,3% при общем падении перевозок в российской авиации на 9,4%. Однако за два месяца 2010г. "Сибирь" увеличила перевозку пассажиров - на 19,8%.
Спрос на надежность
Авиакомпания UTair сегодня полностью разместила два выпуска биржевых облигаций по 1,5 млрд руб. каждый. Ставка первого купона определена в размере 12,5% годовых. Срок обращения бумаг составит 3 года. Спрос на облигации превысил предложение в 1,5 раза.
Аналитик по рынку облигаций АКБ "СОЮЗ" Юрий Голбан отмечает, что UTair - один из наиболее крепких эмитентов третьего эшелона. Компания достаточно спокойно прошла кризис, у нее не было дефолтов по облигациям, хотя достаточно высокая долговая нагрузка - объем чистого долга за 9 месяцев 2009г. составил около 18,5 млрд руб.
Управляющий партнер НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Иван Андриевский тоже объясняет спрос на облигации UTair результатами деятельности компании по итогам кризисного 2009г. Вопреки общему снижению в авиационной отрасли, UTair смогла продемонстрировать существенный рост пассажирооборота.
Так в 2009г. российские авиакомпании сократили перевозку пассажиров на 9,4%, а UTair - увеличила - на 9,9%. Восстановление российского рынка авиаперевозок и рост доли компании на российском рынке стали главными драйверами спроса на облигации UTair, считает аналитик.
Легок на подъем
Один из ведущих авиаперевозчиков страны - "Аэрофлот - российские авиалинии" - планирует вскоре разместить два облигационных займа по 6 млрд руб. каждый со сроком обращения 3 года. Последний раз компания размещала облигации почти 10 лет назад (погашение облигаций состоялось в 2002г.).
Размещение первого займа запланировано на 15 апреля. При этом закрыть книгу заявок по этим облигациям изначально планировалось 13 апреля, но было решено перенести дату закрытия на 9 апреля.
Замначальника аналитического управления ИК "Велес Капитал" Иван Манаенко считает, что высокий спрос облигациям "Аэрофлота" обеспечен, и перенос даты закрытия книги может быть тому подтверждением. Если организатор видит, что заявок хватает, участников достаточно много, диапазон цен устраивает заемщика – почему не закрыть книгу раньше, объясняет аналитик.
Его коллега из АКБ "СОЮЗ" Ю.Голбан полагает, что спрос на облигации "Аэрофлота" будет выше чем для UTair, поскольку "Аэрофлот" - крупнейший авиаперевозчик страны, с акционером в виде государства (51%). Он напомнил, что сами организаторы облигационного займа "Аэрофлота" ориентируются на ставку первого купона в диапазоне 8-8,75%. Скорее всего, удастся разместиться вблизи нижней границы, прогнозирует эксперт.
И. Андриевский говорит, что рынок авиаперевозок демонстрирует рекордные темпы восстановления с начала 2010г., а те компании, которые показывали по итогам прошлого года результаты лучше рынка, пользуются повышенным спросом. Напомним, что при общем падении рынка авиаперевозок в 2009г. на 9,4% по перевозке пассажиров, "Аэрофлот" упал в этом показателе только на 5,6%.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов отмечает, что спрос на облигации авиакомпании связан не только с оживлением рынка авиаперевозок, но и рынка облигаций в целом. Так, с лета 2010г. разместились уже порядка 30 компаний, и ставки снижаются. Если в середине прошлого года они были на уровне 13-20%, то уже в конце года были на уровне 10-11%, а недавнее размещение "Новолипецкого металлургического комбината" (НЛМК) прошло на уровне 7,75%.