Энергокомпании начали борьбу за свою прозрачность
Тему коррупции в электроэнергетике еще в декабре прошлого года поднял премьер-министр РФ Владимир Путин, заявивший, что почти каждый второй в руководстве госкомпаний связан с аффилированными структурами или подозревается в преступных схемах. Он призвал навести порядок в отрасли, поручив профильным ведомствам провести дополнительную проверку, чтобы выяснить, занимаются ли руководители компаний с госучастием коммерческой деятельностью.
Многие энергокомпании уже начали процедуры "очищения". Как показывает исследование ВЦИОМ, лучше всех продвигаются дела у тех, кто не ограничился принятием этических кодексов, а наладил прозрачную электронную систему закупок. За прошедшие несколько месяцев в этой отрасли определились лидеры в борьбе за собственную прозрачность. В основном это компании, которые еще до начала всероссийской "чистки рядов" приняли на себя дополнительные обязательства, ориентируясь на западные нормы. Многие принципы и механизмы заимствованы из американского Акта о подкупе иностранных должностных лиц (Foreign Corrupt Practices Act) и британского Bribery Act (один из наиболее жестких документов в сфере борьбы с коррупцией на корпоративном уровне).
Компании с иностранным участием, работающие в электроэнергетике на территории РФ, использовали схожие нормы в своих внутренних документах, зачастую с поправкой на российскую практику. Так, например, у "Э.ОН Россия" (ранее ОГК-4) в кодексе этики прямо фигурирует понятие "откатов" в контексте запрета на получение любой выгоды от исполнения обязанностей. "Энел ОГК-5", в свою очередь, внесла Положение о недопустимости коррупции в список основополагающих документов, которое регулирует как отношения с аффилированными компаниями-посредниками, так и процедуры закупок и продаж.
Российские игроки также активно включаются в этот процесс. Например, Московская объединенная электросетевая компания (МОЭСК) внедряет недавно принятый кодекс корпоративной этики. В ноябре прошлого года в компании была сформирована рабочая группа по созданию системы противодействия коррупции, которая включает в том числе внедрение единой методики проверок.
В "Мосэнерго" кодекс деловой этики принят еще в 2008г. Он содержит прямой запрет на сделки купли-продажи с компаниями, контролируемыми руководителями или их родственниками. Заключение любых гражданско-правовых договоров с родственниками руководства также не допускается.
Согласно экспертным исследованиям, жесткие внутренние нормативы уже принесли определенный эффект в борьбе с коррупцией. ВЦИОМ в декабре прошлого года опросил поставщиков и потребителей крупнейших энергокомпаний на предмет наличия "серых" схем и других непрозрачных механизмов деятельности. В число образцовых с точки зрения отсутствия коррупции при закупках и работе с подрядчиками попали уже упомянутые "Э.ОН Россия" и "Энел ОГК-5", а также "Мосэнерго", где, по словам опрошенных, ситуация кардинально изменилась за последние 3-5 лет. Улучшения намечаются в МОЭСК, "Интер РАО" и "Мосэнергосбыте", заявили респонденты.
В аутсайдерах оказались МТК и МОЭК. Участники опроса отметили, в частности, низкую прозрачность тендерных процедур в этих компаниях. Генеральный директор МОЭК Андрей Лихачев уже заявил, что компания намерена избавиться от имиджа коррумпированного предприятия, который сложился при прежнем менеджменте.
Одним из пионеров энергетической отрасли по внедрению суровых антикоррупционных санкций стала госкорпорация "Росатом". Уже на первых этапах из 48 привлеченных к ответственности руководящих лиц компании 12 были уволены, материалы при этом передавались в правоохранительные органы. Параллельно внедрялась публичная закупочная система: за первые полтора года ее работы удалось сэкономить около 31,3 млрд руб., подсчитали в госкорпорации.
По этому же пути пошли и другие компании, в частности "Мосэнерго". В электронную систему вносится практически каждая операция по приобретению товаров и услуг - от ремонтно-монтажных работ до поставки расходных материалов. "С запуском этой системы появилась возможность в любой момент посмотреть в электронном журнале стоимость и условия поставки того или иного товара, приобретенного компанией. Вся информация предоставляется в открытом доступе, и это один из немногих эффективных способов исключить возможность необоснованного завышения цен", - сообщили в энергокомпании.