ДТП в Чувашии – следствие нарушений правил эксплуатации "ПАЗа"
В частности, обнародованы итоги расследования причин аварии, проведенного ГИБДД. Установлено, что ДТП стало следствием многочисленных нарушений правил и режимов эксплуатации транспортного средства.
В момент трагедии в салоне автобуса находилось 62 человека, тогда как его предельная вместимость составляет 36 пассажиров. На затяжном спуске водитель выключил зажигание (что категорически запрещено, ибо выключение двигателя вызывает блокировку гидроусилителя руля и тормозной системы) и, двигаясь под уклон "накатом", превысил допустимую скорость движения и не справился с управлением.
Как показало расследование ГИБДД, автобус, выпущенный в 1993 году (пробег на момент аварии - 700 тысяч километров), имел технические неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств: отсутствовал трос спидометра; стояночный тормоз находился в неисправном состоянии; на передней подвеске отсутствовал один амортизатор; аварийная дверь была заблокирована самодельным запорным устройством; на задней оси установлены шины с различным рисунком протектора; износ протектора задней левой шины не соответствовал требованиям Правил дорожного движения.
Таким образом, к первичному качеству, обеспечиваемому заводом-производителем автобусов "ПАЗ", причины аварии отношения не имеют. Однако некоторые СМИ допустили тенденциозные, некорректные интерпретации причин трагедии в Чувашии. В связи с этим компания "РусАвтобусПром" заявляет, что публикации, прямо или косвенно возлагающие вину на производителя, не соответствуют действительности, а попытки некоторых журналистов перенести проблемы конкретного случая на всю продукцию "ПАЗ" абсолютно несостоятельны.
Отметим, что автобус малого класса ПАЗ-3205 и его модификации по-прежнему остаются самой массовой моделью, эксплуатируемой в России - этим автобусом осуществляется до 60% автобусных перевозок. Сами производители объясняют это "оптимальным соотношением цены и качества, обеспечивающим исчерпывающую надежность данного транспортного средства, соответствующую международным стандартам". Являясь наиболее доступным по ценовым показателям, ПАЗ-3205 активно используется частными перевозчиками. Однако, как правило, на данных предприятиях организация системы безопасности отсутствует, а система контроля со стороны государственных органов не достаточно эффективна. Анализ же технического состояния автобусов, участвовавших в ДТП, показывает, что на этапе эксплуатации в их конструкцию несанкционированно вносится целый ряд изменений, что в действительности возможно только по согласованию с заводом-изготовителем. "РусАвтобусПром" и заводы-производители намерены предпринять все меры для установления жесткого контроля за процессом эксплуатации пассажирской автобусной техники – вплоть до запрещения эксплуатации автобусов с самовольно внесенными в конструкцию изменениями.