Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Старые песни о главном: В.Путин определил цели бюджетной политики

Президент России представил сегодня в Кремле бюджетное послание на 2012–2015 годы. Бюджетное послание президента Федеральному собранию является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета
Фото: AP
Фото: AP

В документе президент обозначил основные результаты и проблемы бюджетной политики, а также определил основные цели бюджетной политики на 2013г. и среднесрочную перспективу. Документ, как и послание предыдущего года, постулирует нацеленность экономики на развитие и экономический рост, при этом особое внимание уделено вызовам нового времени и способам борьбы с ними.

Основными целями бюджетной политики государства В.Путин назвал повышение эффективности реализации социальных программ, переход к "программному" бюджету, более четкое стратегическое планирование его задач, обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости, улучшение инвестклимата, повышение конкурентоспособности страны и жесткий контроль за госрасходами в связи с "неблагоприятной ситуацией в мировой экономике".

Контроль над расходами

Если в прошлом году президент Дмитрий Медведев посвятил свое бюджетное послание новой модели экономического роста и преодолению последствий финансового кризиса, то сегодняшнее обращение В.Путина к парламенту было пронизано идеей борьбы с новыми вызовами и противостоянию глобальной рецессии в мировой экономике. Так, в условиях нестабильности на финансовых и сырьевых рынках президент предлагает ужесточить контроль над госрасходами.

Так, в первую очередь в документе отмечается недостаточная эффективность трат бюджетных средств. "Зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств", - говорится в послании президента. В качестве новой оценки эффективности В.Путин предлагает оценивать выполнение цели вместо объема израсходованных на ее достижение средств.

Основной проблемой бюджетного планирования в послании названо сохранение значительного ненефтегазового дефицита. "Бюджетная система находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках, что ограничивает возможности для бюджетного маневра для увеличения бюджетных расходов по направлениям, необходимым для развития страны", - говорится в документе. Президент считает необходимым "крайне осмотрительно формировать политику расходов". В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке в бюджет поступает достаточно средств, однако действие этого фактора "крайне нестабильно".

Несмотря на необходимость жесткого контроля над расходами, государство должно идти по пути модернизации экономики. В документе отмечается, что необходима работа по "очень четкой приоритизации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие". Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы должна увеличиваться.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Кроме того, в документе говорится о том, что возросшая волатильность рынков диктует необходимость перехода к методам активного управления госдолгом и постоянного профессионального присутствия на финансовом рынке. Так, предполагается внедрение более разнообразных стратегий инвестирования средств суверенных фондов.

Фокус - на социальной политике

Несмотря на обострившуюся экономическую ситуацию в мировой экономике, президент не видит необходимости в отказе от взятых на себя повышенных социальных обязательств бюджета. В своем послании президент подтверждает нацеленность страны на социальную поддержку населения. "Указы президента РФ, направленные на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны и изданные 7 мая 2012г., согласованы с потребностями экономики и общества, возможностями бюджета", - отмечается в документе.

Также подчеркивается, что правительство РФ должно представить предложения по параметрам развития пенсионной системы в срок не позднее сентября 2012г. Разработанные параметры должны обеспечить надежность пенсионной системы и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения, отмечается в послании. Прежде всего это представляет важность для граждан, так как от обоснованности действий в данной сфере непосредственно зависят возможности и условия обеспечения их прав.

Кроме того, это важно и для формирования благоприятного инвестклимата, поскольку от параметров пенсионной системы в значительной степени зависят стабильность и предсказуемость экономического и социального развития РФ и прежде всего предсказуемость бюджетной политики. От определения параметров дальнейшего развития пенсионной системы зависят требуемый объем трансфертов из федерального бюджета и роль Фонда национального благосостояния (ФНБ) в обеспечении устойчивости пенсионной системы.

Также правительство до конца года должно утвердить госпрограммы в сфере здравоохранения, образования, культуры, соцподдержки граждан, обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, а также другие.

Продолжение модернизации

Как и в прежнем послании, в документе много внимания уделяется улучшению инвестиционного климата и модернизации экономики. Первую цель предполагается достичь прежде всего за счет снижения налоговой нагрузки. Так, предлагается не повышать, а зафиксировать налоговую нагрузку на несырьевой сектор в ближайшие годы. "Учитывая нашу задачу по снижению сырьевой зависимости, считаю правильным не повышать, а зафиксировать существующий уровень налоговой нагрузки для несырьевого сектора. Накладывать на него дополнительное обременение недальновидно, неразумно и опасно", - подчеркнул В.Путин.

Он отметил, что необходимо упростить налоговый учет для бизнеса и разрешить использовать документы бухгалтерского учета при предоставлении налоговой отчетности. "Также нужно избавить бизнес от дублирующей, зачастую бессмысленной работы при подготовке финансовых и налоговых документов", - указал президент. Налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018г.

В послании отмечается, что налоговая система должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами других государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. При этом процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Также в целях сокращения неоправданных административных издержек налогоплательщиков предлагается обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования документов бухгалтерского учета при подготовке и представлении налоговой отчетности.

Говоря о бюджетных инвестициях, президент отметил, что они должны быть направлены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. "За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Наоборот, бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры", - отмечает он в своем послании.

Для повышения прозрачности госрегулирования предлагается внедрять систему "Электронный бюджет", которая должна обеспечивать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантировать достоверность и открытость деятельности, предусматривать возможность участия граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета.

Новое старое бюджетное правило

В бюджетном послании В.Путин предлагает возвращение к бюджетному правилу, которое было прекращено "в период острой фазы мирового экономического кризиса в целях повышения возможности для оперативного бюджетного маневра". Как сказано в документе, необходимо возвратить действие этого правила, предусмотрев законодательное закрепление порядка использования нефтегазовых доходов, позволяющего в максимально возможной степени стимулировать экономический рост и страховать от резких колебаний на мировом рынке.

При этом законопроект о внесении соответствующих изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты в части использования нефтегазовых доходов бюджета РФ планируется рассмотреть в первом чтении до завершения весенней сессии, а во втором и третьем чтениях - до 20 сентября 2012г., с тем чтобы законопроект о бюджете на 2013-2015гг. был принят уже в рамках новых бюджетных правил.

Бюджет РФ 2013-2015гг. будет планироваться исходя из средней цены на нефть за последние пять лет. "При планировании расходов федерального бюджета необходимо основываться не на текущих или прогнозных котировках, которые постоянно меняются, а на более фундаментальных показателях. При верстке бюджета за основу будут браться средние цены на нефть за пять прошедших лет. Причем ежегодно расчетный период будет увеличиваться на один год. Таким образом, через пять лет бюджет будет рассчитываться исходя из средней цены за 10 лет", - сказал В.Путин, выступая с бюджетным посланием.

Как сообщил сегодня министр финансов Антон Силуанов, выступая на заседании правительства, в соответствии с новыми бюджетными правилами, будет применяться специальный механизм использования нефтегазовых доходов. Так, если цена на нефть превышает базовую цену, то дополнительные нефтегазовые доходы будут направляться на пополнение Резервного фонда или на замещение источников финансирования дефицита бюджета по решению правительства РФ. Если прогнозируемая цена на нефть окажется ниже базовой, тогда средства Резервного фонда будут направляться на покрытие дефицита бюджета в объеме недостающих нефтегазовых доходов. "По сути дела предусматривается контрциклическая бюджетная политика", - отметил министр.

По словам министра, после достижения нормативной величины Резервного фонда в размере 7% от ВВП дополнительные нефтегазовые доходы могут направляться в Фонд национального благосостояния и на финансирование инфраструктурных и других проектов (но не более 50% дополнительных нефтегазовых доходов). Также, по словам А.Силуанова, предусмотрено дополнительное условие, согласно которому при значительном снижении цен на нефть базовая цена на нефть, исходя из которой будет рассчитываться предельный объем расходов, будет приниматься равной средней цене за трехлетний период.

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Макроэкономика"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Растащили бизнес после смерти владельца. Как этого не допустить Pro, 08:41
В Бразилии загорелся небоскреб Общество, 08:09
Какие магазины чаще всего открывают в новостройках РБК и ПИК, 08:06
Международные эксперты назвали особенности теракта в «Крокус Сити Холле» Политика, 08:01
Лавров назвал «здравые вещи» в мирном плане Китая по Украине Политика, 07:53
Польша подняла в небо самолеты из-за дальней авиации России Политика, 07:49
Байден заявил о готовности арабских государств признать Израиль Политика, 07:28
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
ВТБ вернет кешбэк с прямым начислением рублей вместо бонусов Финансы, 07:00
Безглютеновая диета опасна для здоровья. Почему на ней сидят миллионы Pro, 07:00
Окна в пол и угловое остекление: как найти светлую квартиру РБК и ПИК, 06:59
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 06:57
Страны ЕС отказались выпускать молдавский детский хор из Белоруссии Общество, 06:49
Минюст напомнил о праве иноагентов баллотироваться на выборах в России Политика, 06:35
Папа римский впервые омыл ноги 12 женщинам в Чистый четверг Политика, 06:00