Продолжительность жизни в России оказалась на уровне Ирака и КНДР
С 1990 по 2013 год продолжительность здоровой жизни (годы, которые человек проводит без болезней) в России выросла на 1,6 года. Она составила 58,9 года для мужчин и 66,6 года для женщин. Таким образом, страна опустилась на 19 позиций и оказалась 107-й по этому показателю — между Гондурасом и Тонга, следует из результатов исследования, опубликованного американским Институтом изучения и оценки здоровья в журнале The Lancet. За тот же период продолжительность здоровой жизни в среднем в мире увеличилась на 5,4 года.
Исследование было построено на данных мониторинга «Глобальное бремя болезней», которое публикует Всемирная организация здравоохранения. Оно охватывает 188 стран и 306 болезней и травм и содержит информацию о смертности, распространенности заболеваний и травм, причинах смерти, годах, прожитых с нарушениями здоровья, и годах жизни, потерянных по причине преждевременной смертности. На их основании авторы статьи оценили два показателя: число потенциальных лет жизни, утраченных из-за преждевременной смертности и нетрудоспособности, и ожидаемую продолжительность жизни без нарушений здоровья.
По средней продолжительности жизни Россия оказалась еще ниже — на 108-й строчке между Ираком и Северной Кореей. С 1990 года страна по этому показателю опустилась на 20 позиций. При этом сохраняется существенный разрыв между показателями ожидаемой продолжительности жизни и здоровой жизни у мужчин и женщин. У мужчин в 2013 году эти цифры составляли 65,7 и 58,9 года, а у женщин — 76,7 и 66,6 года соответственно.
В 2014 году, по расчетам Росстата, ожидаемая продолжительность жизни в России при рождении составляла 70,9 года: 65,3 года для мужчин и 76,5 — для женщин. Естественный прирост населения — разница между количеством рожденных и умерших на тысячу человек — оказался на уровне 0,2, не изменившись по сравнению с 2013 годом.
Смертность в январе—июне 2015 года выросла на 2,8% в годовом выражении. При этом естественная убыль населения увеличилась в два раза: с минус 0,4 до минус 0,8.
Согласно расчетам статистического ведомства, основными причинами смерти в этот период стали болезни системы кровообращения (почти 50% смертей), новообразования (опухоли; порядка 15%), болезни пищеварения и дыхания (5 и 4% соответственно), инфекционные и паразитарные болезни (1,7%). 8% людей умерли от внешних причин — на 2,7% больше, чем в том же периоде годом ранее.
Самые распространенные причины ухудшения здоровья россиян, согласно исследованию, — инфаркт, инсульт, боли в пояснице и шее, кардиомиопатия, бытовые травмы. В десятку основных причин также попали депрессия, чрезмерное употребление алкоголя, дорожно-транспортные происшествия и рак легких.
«В силу объективных исторических причин смертность в России нарастала, а ожидаемая продолжительность жизни сокращалась до начала 2000-х, чего не происходило в странах-лидерах этого списка» — комментирует исследование представитель российского Минздрава. Кроме того, благодаря госпрограммам, в России сейчас наблюдается существенное сокращение показателей заболеваемости и смертности от инфарктов и инсультов, добавляет он.
От Андорры до Лесото
Самая высокая продолжительность жизни в 2013 году была в Андорре — 83,9 года. Самая низкая — в Лесото. Там показатель составил 48,3 года. Рекордсмен по ожидаемой продолжительности здоровой жизни — Япония с результатом 73,4 года. Антирекорд вновь у Лесото — всего 42 года.
В целом в мире продолжительность жизни выросла с 1990 года на 6,2 года — до 71, 5 года в 2013-м, в то время как ожидаемая продолжительность здоровой жизни увеличилась с 56,9 до 62,3 года. Сохраняется существенная разница между показателями развитых и развивающихся стран. Например, у женщин в развитых странах в 2013 году было в среднем на 7,4 здоровых года жизни больше, чем у женщин из развивающихся государств, у мужчин — на 6,5 года больше.
Исследователи отмечают, что произошли изменения в причинах нарушений здоровья. Если в 1990 году число лет жизни, потерянных из-за преждевременной смертности и нетрудоспособности, возникших вследствие инфекционных заболеваний, нарушений из-за отклонений у матери, неонатальных нарушений и нарушений питания, составляло 1,19 млрд, то к 2013 году оно сократилось до 769,3 млн. При этом количество лет, утраченных из-за неинфекционных заболеваний, резко увеличились за тот же период: с 1,08 млрд до 1,43 млрд.