Обнародование поправок в Конституцию Украины задерживается на день
"Завтра мы все ожидаем внесенного президентом законопроекта", - сказал Соболев. По его словам, он разговаривал с заместителем руководителя администрации президента Валерием Чалым, который пообещал ему, что парламентарии "будут приятно удивлены". Сам Чалый для комментариев доступен не был. Накануне президент Порошенко на встрече с представителями органами местного самоуправления в Киеве обещал, что новый проект Конституции будет зарегистрирован в парламенте "уже завтра".
В последние два дня в Сети появились два варианта поправок в Конституцию Украины. Первый был опубликован лидером фракции националистического объединения "Свобода" Олегом Тягнибоком, второй - обнародован на сайте "Украинской правды". Второй вариант, как отметили журналисты, является самым новым, уже прошедшим сверку юристов из администрации президента Порошенко. "Этих законопроектов не два, а три, поговаривают даже о четырех. Все они передавались из администрации президента для консультаций", - говорит Соболев. Он подтверждает, что вариант Тягнибока рассылался и ему как главе фракции. По словам парламентария, финальная версия документа будет отличаться от обеих версий.
Права президента и парламента
Вариант, опубликованный Тягнибоком, подразумевал значительное сокращение президентских полномочий на общегосударственном уровне при одновременном расширении прав местной власти. Президент, среди прочего, лишался права назначать министров иностранных дел и обороны, а процедура импичмента ему значительно упрощалась.
Вариант "Украинской правды", наоборот, даже расширял полномочия главы государства при формировании кабинета министров. В нем указывалось, что кандидатуру главы правительства президент вносит не по представлению, а по согласованию с парламентским большинством. Правда, единолично назначать руководителей Минобороны и МИД президент не мог и в этом варианте поправок, но кандидаты на эти должности, которых отбирал бы премьер, должны были согласовываться с ним в обязательном порядке.
Оба проекта были схожи в том, что глава государства получал право самолично отправлять в отставку генерального прокурора и руководителя Службы безопасности Украины (в нынешней редакции Конституции решение как о назначении, так и об отставке с этих должностей утверждается Верховной радой), а также создаваемого впервые Государственного бюро расследований. Также парламент предполагалось лишить полномочий при утверждении руководителей Антимонопольного комитета, Комитета по делам телевидения и радиовещания, председателя Фонда госимущества.
Разночтений в том, что касается прав Верховной рады, в обоих документах было меньше. Обоими предполагалось, что работа парламента также претерпит значительные изменения. В частности, заниматься формированием правящей коалиции будут не фракции, а непосредственно депутаты - законодатели, не вошедшие ни в одну фракцию, получили право участвовать в коалиции в индивидуальном порядке. К тому же отменяется правило императивного мандата, обязывавшего депутатов, избранных по партийным спискам, заседать в соответствующей партийной фракции. Издание "Украинская правда" уже называет это возвращением "фракционной анархии".
Децентрализация
Обещанная Порошенко еще в ходе избирательной кампании децентрализация власти включает в себя четкое разделение местных органов власти на три уровня (региональный, районный и общинный) вместо существующего подразделения на области, районы, города и поселки. На областном уровне государственные администрации во главе с назначаемым Киевом губернатором предлагается упразднить: органы госвласти будет координировать представитель президента, но большинство полномочий будут переданы исполнительным органам облсоветов.
"Мы хотим изменить ближайшую к народу местную власть, предоставив самоуправлению реальные полномочия, которых еще никогда не знала система местного самоуправления в истории Украины", - заявил в среду в эфире телеканала ТСН президент Порошенко. Такую децентрализацию он считает краеугольным камнем в процессе мирного урегулирования на юго-востоке страны.
Согласно опросу, проведенному социологической службой киевского Центра им. Разумкова 6-11 июня, до 79% респондентов высказались в поддержку идеи унитарного, но децентрализованного государства. Федерализацию готовы были бы поддержать только 12% украинцев.
Однако, как отмечает "Украинская правда", лично президент будет иметь куда больше прав в вопросах местного самоуправления, по представлению своего представителя приостанавливая решения любого уровня местного самоуправления и оспаривая их в Конституционном суде. При этом значительно снижается роль правительства: губернаторов президент назначал по представлению кабинета министров, а своих представителей ему предлагается определять без консультаций с премьером.
"Авторы документа не рассчитывали на поддержку законопроекта в Верховной раде", - уверена "Украинская правда", ссылающаяся на неточности и противоречия в тексте документа.
После регистрации в Верховной раде законопроект будет отправлен на экспертизу в Венецианскую комиссию (консультативный орган при Совете Европы, ответственный за гармонизацию законодательств стран-членов). "Далее в Верховной раде будет создана рабочая группа, которая быстро должна представить свои наработки", - заключил Соболев, отказавшийся говорить, какие конкретно изменения готовы предложить к обсуждению его коллеги.
Александр Артемьев