ФАС намерена отделить бензин от нефти
После рассмотрения дел о нарушении крупнейшими компаниями антимонопольного законодательства (в 2007-2011гг. ФАС провела три волны дел), где во всех случаях имела место дискриминация крупными вертикально интегрированными компаниями (ВИНК) независимых АЗС, они только убедились, что совмещение двух видов бизнеса мешает конкуренции. В частности, крупные компании устанавливали более высокие цены независимым компаниям, предоставляли худшие условия по объемам поставок топлива.
Сейчас ФАС намерена создать равные условия деятельности как для независимых АЗС, так и для розничных сетей, которые входят в холдинги ВИНК. Требование выделения розничного бизнеса в отдельную структуру содержится в законопроекте «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в России» (документ находится в правительстве). Начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин рассказал, что в нем предлагается реализовать механизм «мягкого разделения», и какого-либо запрета на владение тем или иным бизнесом не предусмотрено.
Речь идет только о том, чтобы организационно выделить именно розничную реализацию, а АЗС, входящие в структуру ВИНК, будут на равных условиях конкурировать с независимыми игроками. Правда, пока еще не определено, на основании какой схемы передавать на переработку нефть ВИНК: по договору купли-продажи или по давальческой схеме. В законопроекте будет предусмотрен переходный период (срок - от одного до двух лет), в рамках которого компании должны обособить виды деятельности. Если компании не успеют это сделать, к ним будет применена процедура принудительного разделения (согласно закону «О защите конкуренции»). Пока выделить свою розницу согласились ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть».
Основная цель разделения опта и розницы - снизить стоимость нефтепродуктов путем исключения трансферного ценообразования, однако АЗС останутся зависимыми от головной структуры.