Лента новостей
В Перу произошло землетрясение магнитудой 8 Общество, 11:08 «Скажи что-нибудь на футбольном»: что такое пента-трик РБК и Футболер, 11:00 В Приморском крае загорелся морозильный рыболовецкий траулер Общество, 10:57 Александр Головин оценил итоги первого сезона в чемпионате Франции Спорт, 10:57 СМИ анонсировали отсрочку выборов в Алжире из-за отсутствия кандидатов Политика, 10:49 В ЛНР ограничили подачу воды с подконтрольной Киеву станции из-за аварии Общество, 10:30 Как планировать питание с пользой для здоровья и кошелька Спецпроект РБК PINK, 10:16 Таксист устроил стрельбу в ходе конфликта в подмосковном Одинцово Общество, 09:56 Почему деловой женщине важно хорошо выглядеть и как этого добиться Совместный проект РБК PINK, 09:49 Мадуро заявил о готовности к переговорам с оппозицией в Осло Политика, 09:45 Следователи возбудили второе дело против вице-премьера Чувашии Общество, 09:22 Как прошла церемония закрытия Каннского кинофестиваля Стиль, 09:22 Квитанция на ₽42 млрд: кто зарабатывает на электричестве для москвичей Quote, 09:16 Еще два экс-министра решили побороться за пост премьера Великобритании Политика, 09:08
Экономика ,  
0 
Брюссель проверит игроков онлайн-коммерции на честную конкуренцию
Антимонопольный регулятор ЕС намерен исследовать вопрос конкуренции в сфере электронной коммерции. Это станет первым шагом по созданию в Европе к 2020 году так называемого Единого цифрового рынка
Фото: Lori

​В четверг еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Фестагер предложила своим коллегам по Еврокомиссии начать изучение проблем конкуренции в интернет-коммерции. «Самое время сейчас снять оставшиеся барьеры в отрасли, которая является жизненно важной частью общего цифрового рынка Европы, — заявила она. — Запланированное расследование поможет Еврокомиссии в этом во благо европейских граждан и бизнеса».

Поводом к такому заявлению стали данные по рынку интернет-торговли за прошлый год. Доля онлайн-ретейла в европейской экономике растет, в 2014 году уже половину покупок европейцы делали в Сети. Но Брюссель недоволен тем, что развитие внутриевропейского рынка по сравнению с глобальным тормозит. Лишь в 15% случаев жители одной страны ЕС совершали покупку в онлайн-магазине, расположенном в другой стране союза. Для Фестагер это яркий показатель того, что трансграничные связи внутри самого Евросоюза по-прежнему слабы.

Вместе с тем именно взаимная интеграция и упрочение экономических связей 28 стран блока является приоритетом комиссии Жан-Клода Юнкера, который известен как убежденный сторонник усиления власти Брюсселя над национальными правительствами. Ключевым элементом его программы является стратегия «Европа 2020» (полномочия первого срока Юнкера завершаются в ноябре 2019 года).

Официально программа «Европа 2020» называется «Стратегией роста» и посвящена в основном социально-экономическому развитию стран блока. Пять основных тем программы — занятость населения, инновации, образование, социальная интеграция и энергетика/климат.

Стратегия была утверждена Жозе Мануэлем Баррозу еще в марте 2010 года, на пике экономического кризиса еврозоны. Кроме целевых показателей и общих принципов документ содержал пакет из семи стратегических инициатив. Одной из них стала «Цифровая повестка для Европы» по ускоренному внедрению высокоскоростного интернета и выработке единых правил цифрового рынка.

Позднее «Цифровая повестка» нашла выражение в стратегии Единого цифрового рынка, который и упомянула Фестагер в своем предложении. Первую дискуссию по этой стратегии члены Еврокомиссии провели 25 марта, всего за день до выступления Фестагер. Как сообщается, еврокомиссары «определили основные вопросы, на которых сфокусируется Брюссель в работе по запуску реальных перемен для потребителей и предпринимателей». Опубликовать стратегию планируется 6 мая 2015 года.

Озвученные Фестагер проблемы в целом повторяют список тем, которые она накануне обсуждала с коллегами по Еврокомиссии. В первую очередь это географическая блокировка пользователя. Такие барьеры не позволяют покупателю пользоваться онлайн-услугами на основании места жительства или данных банковской карты.

В целом же еврокомиссар рассказала о «случаях ограничения трансграничной интернет-торговли отдельными компаниями» как одной из главных проблем наравне с языковым барьером, потребительскими предпочтениями и различиями в законодательстве стран ЕС — все это противоречит принципам единого рынка.

Так называемое отраслевое расследование, которое предложила Фестагер, заключается в проверке антимонопольным регулятором ЕС деловых соглашений, если Еврокомиссия «полагает, что рыночные механизмы дают сбой и что в этих случаях имеет место нарушение правил конкуренции».

Три основных свойства такого «сбоя рынка» — а значит, повода для вмешательства Брюсселя — ограниченная торговля между странами — членами ЕС, недостаток в новых участниках рынка и ценовая негибкость. Суть расследования состоит в сборе и систематизации любой информации по рынку: торговых соглашений, данных по ценообразованию, по участникам рынка и так далее.

Ранее Еврокомиссия уже проводила схожие расследования в других отраслях, например в страховом бизнесе и энергетике. Обычно «отраслевое расследование» длится около года, по его итогам на основе собранной информации Еврокомиссия может начать дальнейшие действия в отношении определенной фирмы.

Поскольку в заявлениях брюссельских чиновников речь идет об электронной коммерции в широком смысле (e-commerce), расследование может коснуться не только неевропейских онлайн-магазинов (eBay, Alibaba), но и сетевой экономики в целом.

Так, The Wall Street Journal приводит слова Тимотеуса Хетгеса, главы Deutsche Telekom, на встрече с еврокомиссаром Фестагер. Хетгес резко критикует такие корпорации, как Amazon, Apple, Google и Facebook, которые «монополизировали данные клиентов и выстроили закрытые системы». Он призвал также пересмотреть европейские законы о конкуренции и правила, облегчающие американским фирмам соответствие законам ЕС о защите персональных данных.

В свою очередь, Bloomberg напоминает, что многие американские телеканалы запрещают смотреть онлайн-трансляцию или иной контент из другой страны. Сервисы вроде iTunes или Netflix зачастую получают лишь национальную лицензию на предоставление пользователям той или иной музыки и кино. Тем самым «каталог» в разных странах будет различным.

«Ретейлерам надо принять решение, куда именно направить основной поток инвестиций, поскольку обслуживание клиентов сразу во многих странах увеличит их издержки», — заявил изданию аналитик Sanford C. Bernstein Джейми Мерриман.