Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Путин выразил недовольство докладом главы Минтруда о зарплатах шахтеров Общество, 20:27
Кнут и пряник: как ESG-стандарты влияют на репутацию компаний РБК и СберПро, 20:22
Российскому биатлонисту не хватило 5 секунд до первого подиума на КМ Спорт, 20:19
Меркель объявила о запрете посещать магазины для непривитых Общество, 20:14
Датский футболист вернулся к тренировкам после остановки сердца на Евро Спорт, 20:00
Почему бизнес не может полностью защититься от киберпреступников РБК и Ростелеком-Солар, 19:59
Лавров пообещал ответ в случае «адских санкций» США против России Политика, 19:44
Обзор популярных моделей ноутбуков MSI: Prestige, Summit и Modern РБК и MSI, 19:36
ОПЕК+ согласовала рост добычи нефти вопреки падению цен на нее Бизнес, 19:32
Хоккеисты «Спартака» потерпели второе поражение подряд в КХЛ Спорт, 19:31
Россиянин победил на этапе Кубка мира по фристайлу Спорт, 19:29
Евросоюз ввел санкции против «Белавиа» и сирийской Cham Wings Политика, 19:17
В чем польза кокосового масла и как его использовать Стиль, 19:17
Владельцы шахты в Кузбассе ответили на вопрос Путина об аварии Общество, 19:16
Экономика ,  
0 

Счетная палата оценила потери бюджета от продажи нелегальных сигарет

Каждая десятая пачка в России продается незаконно
Из-за больших объемов нелегальной табачной продукции бюджет России потерял за пять лет 295,6 млрд руб., оценила Счетная палата. Чтобы бороться с дешевым контрафактом из ЕАЭС, аудиторы предложили передать доходы от акцизов регионам
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Федеральный бюджет России недосчитался 295,6 млрд руб. из-за роста продаж нелегальной табачной продукции в период с 2016 года до середины 2021-го. Большая часть потерь, 246,3 млрд руб., пришлась на недополучение табачного акциза, а еще 49,3 млрд руб. — на НДС, который мог бы быть уплачен. К таким выводам пришла Счетная палата, проанализировав действующую систему взимания акцизов на табачные изделия. С отчетом ознакомился РБК.

Доля нелегальной табачной продукции в России за пять лет выросла почти в десять раз — с 1,1 до 10,7%, приводят аудиторы данные независимого международного агентства Kantar TNS Russia. Иными словами, с каждой десятой проданной в стране пачки не уплачивается акциз. За девять месяцев 2021 года доля нелегальной табачной продукции в России в общем обороте составила 11,5%, следует из исследования Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), созданного правительством в 2020 году. Но в некоторых регионах эта доля в разы больше: в лидерах Новгородская и Псковская области (около 45%), Дагестан (43%), Ростовская область (37,5%) и Чечня (30,8%), оценили эксперты центра.

У аналитического агентства Nielsen другие данные, они оценивали долю черного рынка в третьем квартале 2019-го на уровне 15,6%. В 2020 году она резко сократилась после начала маркировки табачной продукции, указали в Центре развития перспективных технологий (оператор системы цифровой маркировки «Честный знак»), напомнив, что за два года было закрыто 26 нелегальных заводов, еще 18 предприятий начали работать вбелую. 

Главную причину разрастания черного рынка табака Счетная палата видит в том, что в России ставки табачного акциза на 39–50% выше, чем в странах ЕАЭС. Из государств союза — Белоруссии, Казахстана, Армении и Кирзигии — завозят по нелегальным каналам большой объем более дешевых сигарет, которые из-за выгодной цены пользуются спросом у российских курильщиков. ННЦК долю этого канала оценивает в 6,7% от оборота, а основным поставщиком называет Белоруссию, на которую, по оценкам центра, приходится 93% нелегальной продукции из ЕАЭС.

Что предлагает Счетная палата

Счетная палата указывает, что в России с 2016 года ставка акциза на самый распространенный вид табачной продукции — сигареты и папиросы — выросла в 1,9 раза. Только в текущем году табачный акциз подняли на 20%. Рост налоговой нагрузки Минфин объяснял необходимостью компенсировать расходы государства на борьбу с пандемией ради выполнения социальных обязательств.

«Это [повышение акцизных ставок] вызвало недовольство как бизнеса, так и потребителей. На фоне повышения акцизов наблюдается рост доли нелегальной реализации табачной продукции», — сказал аудитор Андрей Батуркин, представляя отчет на коллегии Счетной палаты.

Совокупность двух факторов — увеличение налоговой нагрузки на местных производителей табачной продукции и демпинг со стороны продавцов контрафакта — ставит вопрос о пересмотре действующей системы налогообложения акцизами, следует из аналитических материалов контрольного ведомства. Решить проблему, по мнению Счетной палаты, может передача доходов от акцизов на табак в консолидированные бюджеты регионов. Это будет мотивировать местные власти вовлекать в систему маркировки больше участников табачного рынка и таким образом «обелить» рынок. «Сейчас у них [регионов] нет заинтересованности бороться за легальность своих рынков, где продаются сигареты, потому что весь акциз поступает в федеральный бюджет», — пояснил Батуркин.

Акцизы на табачную продукцию приносят в российскую казну около 3% всех доходов федерального бюджета. По итогам текущего года сумма поступлений составит порядка 710 млрд руб., оценивают аудиторы.

Действенным инструментом борьбы с нелегальными продажами и обелением табачного рынка в Счетной палате считают и систему маркировки. Эта процедура стала обязательной с 1 июля 2020 года, но не все розничные участники рынка, преимущественно в регионах, корректно с ней работают — не отражают в системе продажи или торгуют «мимо кассы».

«В прошлом году были промаркированы 11,1 млрд пачек сигарет. При этом с кодом «вышел из оборота», что означает реализованы в розничной продаже, вышло всего лишь 5,6 млрд штук. В первом квартале 2021 года из розничного оборота вышло 61,5% промаркированных пачек. Это свидетельствует о значительном количестве участников оборота, которые не подают сведения в государственную информационную систему маркировки товаров», — отмечает Батуркин.

По мнению Счетной палаты, передача части доходов от акцизов на табак в консолидированные бюджеты регионов позволит изменить ситуацию и вовлечь в систему маркировки больше розничных участников табачного рынка.

Какова ситуация с ценами на сигареты

В 2008 году Россия, как и большинство стран мира, присоединилась к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака. В 2021 году правительство РФ утвердило антитабачную концепцию, которая призвана сократить число курильщиков с нынешних 29 до 21% до 2035 года. Повышение акциза как «налога на нежелательное потребление» соответствует целям национального плана по борьбе с курением. Кроме того, в апреле этого года правительство ввело минимальную розничную цену пачки сигарет — сейчас она составляет 108 руб. Из-за роста акциза на 20% в среднем пачка сигарет должна была подорожать с 120 до 140 руб.

С года присоединения России к конвенции ВОЗ специфическая ставка акциза на сигареты и папиросы росла быстрее, чем индекс потребительских цен, отмечает Счетная палата. Пиковой точкой стал 2013 год, когда акцизная ставка выросла на 50,5% при инфляции в 6,5%. С 2022 года рост налоговой ставки на сигареты должен сравняться с таргетом Центробанка по инфляции в 4%.

Табачный акциз в России примерно в полтора раза выше, чем в странах ЕАЭС. Если российские производители в 2021 году уплачивают €35,9 за тысячу штук, то белорусские заплатят €18,8, а казахстанские — €21,7, указали в Счетной палате.

Эффект от перераспределения акцизов

Предложения перераспределить бюджетные доходы акцизов в пользу субъектов РФ звучат уже несколько лет, чаще всего — от сенаторов Совета Федерации. Фигурируют две схемы: выделение части доходов от табачных акцизов на табачную продукцию в бюджеты регионов и их зачисление по месту производства пропорционально численности трудоспособного населения или по показателям региональных розничных продаж. Воплощение идей в реальность ограничивается отсутствием системы маркировки и идентификации табачных изделий, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

«Для алкоголя существует система ЕГАИС, определяющая, где и за сколько была продана продукция. Введение такой же системы чревато большими расходами. Кроме того, это сильно сократит количество точек продаж, что ударит по бизнесу», — рассуждает он. Расщепление доходов от акциза в пользу регионов может оказаться неравномерным, добавляет Климанов. «Акциз уплачивается по месту производства. В России примерно в 20 регионах есть табачные производства и всего несколько центров с крупными мощностями — Санкт-Петербург, Ленинградская, Волгоградская, Ростовская области. Если распределить табачный акциз в пользу регионов, то половина субъектов РФ не получит никаких поступлений в бюджет», — предостерегает эксперт.

«Перераспределение части доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты регионов может повлечь за собой рост налогового потенциала наиболее обеспеченных регионов и, как следствие, увеличение разрыва в уровне бюджетной обеспеченности между субъектами РФ», — говорит директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская (ее слова цитирует Счетная палата). Около 90% производства табачной продукции сосредоточено на территории лишь пяти регионов, а существенная часть трудоспособного населения — потенциальных потребителей сигарет проживает в высокообеспеченных субъектах — Москве и области, Санкт-Петербурге, добавляют в Минфине.

«Также при принятии решения о зачислении части доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты регионов важно определить источники компенсации выпадающих доходов федерального бюджета», — предупредили в ведомстве.

Когда речь идет о перераспределении налогов на вредное потребление, фискальным задачам могут противоречить моральные, подчеркивает Климанов. С точки зрения увеличения налоговых поступлений региональным властям будет выгодно пропагандировать потребление табачной продукции, но это расходится с антитабачной политикой государства, заключает эксперт.