Эксперты: Российский автопром не расстается с производством автомобилей
В промышленной сборке автомобилей наступает новое время. Если раньше Минэкономразвития и Минпромэнерго подписывали соглашения о строительстве заводов только с крупнейшими западными автоконцернами, то теперь министерство намерено привлекать в Россию производителей автокомпонентов.
Расширен перечень деталей, которые можно ввозить в режиме промсборки по льготным таможенным ставкам. В первую очередь эти детали предназначены для сборки высокотехнологичных агрегатов в автомобилях. Производители высокотехнологичных компонентов в автомобиле будут иметь право льготного импорта в течение семи лет, а производители других компонентов – в течение пяти лет. И те, и другие с момента вступления инвестсоглашения в силу намерены сократить в течение 3,5 лет количество ввозимых деталей на треть. При этом 10% перечня должно быть сокращено спустя полтора года, а 20% - спустя 2,5 года.
Новые инициативы с комплектующими призваны устранить появившиеся противоречия в промышленной сборке, считают эксперты. Иначе получается так, что для промышленной сборки автомобилей ввозятся комплектующие с нулевыми таможенными пошлинами, в то время как производители компонентов вынуждены ввозить недостающие детали под высокими пошлинами.
"Конечно, последние изменения не принесут мгновенного эффекта. Скорее всего, это тот шаг, который выровняет первоначальные условия для производителей автомобильных компонентов и иностранных производителей, которые будут локализоваться на территории РФ", - сказал в эфире программы "В фокусе" на РБК-ТВ вице-президент группы СОК Андрей Фролов.
Очевидно, что российская автомобильная промышленность отстала от европейской, американской. К тому же Россия упустила этап установления заградительных пошлин в автопроме, как это было сделано в Китае, Индии. Теперь России придется искать другой вариант развития, чтобы "встроиться" в систему мирового разделения труда в автомобильной промышленности, тем более что стоимость российских автомобилей приблизилась по цене к иностранным машинам.
Россия может использовать в качестве козыря собственный научно-технический потенциал. К тому же стоимость работы инженера в России ниже, чем в Европе. Кроме того, сейчас иностранные производители компонентов, которые находятся в Западной Европе, активно переносят свои технические центры в Восточную Европу. "Почему бы не перехватить этот процесс и не перенести его в Россию? Например, в авиапроме это удалось. "Боинг", например, на 80% сделан руками русских инженеров, говорит А. Фролов.
Вместе с тем китайцы серьезно готовятся к нашествию на российский рынок, предполагает обозреватель журнала "За рулем" Александр Добин. По его ловам, китайцы активно работают над созданием машин специально для России, эксплуатируя их на Дальнем Востоке и в Сибири, в условиях российского бездорожья.
Если Китай намерен развиваться такими темпами в дальнейшем, то через семь лет у нас будет большая доля китайских автомобилей в автопарке. Но у России есть одно неоспоримое преимущество перед Китаем. "Как показывает практика, китайские автомобили собираются и дорабатываются отечественными инженерами", -рассказывает А. Добин. - Ниша российского автопрома – в адаптации чужих машин к российским условиям руками российских инженеров".
К сожалению, вся беда отечественного автопрома заключается в том, что государство не выработало четкой промышленной политики за годы перестройки, постперестройки.
Знаковое событие, которое происходит в автопроме сегодня, - вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка. Поэтому остается надеяться на то, что в ближайшее время новые проекты "АвтоВАЗа", холдинга "Русские машины" могут серьезно поднять уровень российского автопрома.