Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В ЕС признали разногласия из-за поставок «Спутника V» Общество, 15:31 Канцлер Австрии заявил о возможности закупки «Спутника V» Общество, 15:29 Шесть шагов, которые изменили российский закон об эндаументах РБК и Фонд Потанина, 15:26 Hurriyet назвала имя погибшей в ДТП в Турции российской туристки Общество, 15:19 Мурашко сравнил количество осложнений после коронавируса и гриппа Политика, 15:18 Путин пока не привился вторым компонентом вакцины от COVID-19 Политика, 15:10 Мышление будущего: девять способов заставить мозг работать на нас Экономика образования, 15:00 Квят провел тренировку с экс-чемпионом по боксу Цзю. Видео Спорт, 14:58 Авен перечислил ошибки правительства Гайдара после распада СССР Политика, 14:57 Судмедэксперт сообщил о болезнях погибшего от рук полиции Джорджа Флойда Общество, 14:45 Как правильно выбрать летнюю резину. Инструкция РБК и Nokian Tyres, 14:37 Генконсульство назвало причину ДТП с российскими туристами в Турции Общество, 14:32 Агент Миранчука опроверг информацию об уходе футболиста из «Аталанты» Спорт, 14:12 Курортный сезон в Краснодарском крае начнется с 1 мая Общество, 14:05
Нефть дешевеет ,  
0 

Доля нефтегазовых доходов в бюджете России упала до семилетнего уровня

Обвал цен на нефть помог властям временно снизить зависимость бюджета от углеводородов: доля нефтегазовых доходов в бюджете опустилась до самой низкой за шесть с половиной лет
Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg

Нефтяной обвал

По итогам исполнения федерального бюджета в январе—​феврале 2016 года доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составила лишь 37,4% (данные Минфина). Это самая низкая доля нефтегазовых доходов с августа 2009 года, если смотреть на помесячные данные Минфина и Федерального казначейства, проанализированные РБК.

Падение цен на нефть невольно сослужило «хорошую» службу правительству, которое регулярно декларировало цель уйти от чрезмерной зависимости бюджета от углеводородов. Но использовать это снижение доли нефтегазовых доходов как достижение политики было бы популизмом — понятно, что дело исключительно в низких ценах на нефть, говорит аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина.

В январе доля нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета была еще ниже — 34%. Но январь в этом смысле не показателен: в этом месяце нефтегазовые доходы всегда меньше. Полмесяца — нерабочие дни, объясняет Суслина; кроме того, в январе бюджет получает разовые доходы от размещения средств суверенных фондов и, возможно, часть прибыли ЦБ, добавляет ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. В феврале этот эффект обычно сходит на нет, говорит он.

Нефтегазовые доходы, которые складываются из НДПИ на углеводородное сырье и экспортных пошлин на сырую нефть, газ и нефтепродукты, в январе—феврале 2016 года упали на 34,3% к аналогичному периоду прошлого года (до 687,7 млрд руб.), а ненефтегазовые доходы — лишь на 6,5% (до 1,15 трлн руб.). Как поясняет Минфин в отчете, направленном в этом месяце в Госдуму, «ставки на январь—февраль 2016 года по нефтегазовым доходам рассчитывались исходя из цены на нефть за период с конца ноября 2015 года по январь 2016 года, которая составила $33–36 за баррель». В январе—феврале нефть опустилась еще ниже: средняя цена Urals, по данным Минфина, составила $29,7 за баррель.

За прошлый год нефтегазовые доходы составили 43% от общих доходов бюджета, а на 2016 год правительство запланировало 44%. Но впереди несколько лет низких цен на нефть — в районе $50 за баррель максимум, считает Суслина, поэтому доля нефтегазовых доходов в 2016 году будет явно ниже, чем в 2015-м. «Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией», — призывал глава правительства Дмитрий Медведев 5 февраля. На самом деле данные Минфина показывают, что нефтегазовые доходы достигали пика в 2014 году на уровне 51,3% и доля их поступательно росла с 2009 года.

Нефть по $170: о чем мечтают российские госменеджеры
Фотогалерея 
<p><span style="font-size:16px;"><strong>​Цены на&nbsp;нефть</strong></span></p>

<p>Год назад&nbsp;тот&nbsp;же&nbsp;Сечин прогнозировал, что&nbsp;цена на&nbsp;нефть не&nbsp;опустится ниже&nbsp;$90 за&nbsp;баррель.&laquo;Но и&nbsp;$90&nbsp;&mdash; хорошая цена. Она позволяет работать&raquo;,&nbsp;&mdash; говорил тогда глава &laquo;Роснефти&raquo;.</p>

<p style="line-height: 23.2727px;">Несмотря на&nbsp;то&nbsp;что&nbsp;стоимость барреля Brent уже упала ниже&nbsp;$50, Сечин не&nbsp;теряет оптимизма: на&nbsp;конференции FT в&nbsp;Сингапуре он заявил, что&nbsp;цены вернутся к&nbsp;отметке $70 за&nbsp;баррель, которая компенсирует полный цикл производства нефти.</p>

<p><span style="line-height: 1.6;">К 2035 году, по&nbsp;прогнозу главы &laquo;</span>Роснефти<span style="line-height: 1.6;">&raquo;, баррель нефти с&nbsp;учетом 2-процентной инфляции будет стоить в&nbsp;три раза больше, чем&nbsp;сейчас&nbsp;&mdash; $170 и&nbsp;выше. Сорт&nbsp;WTI, чтобы&nbsp;обеспечить такую динамику, должен достигнуть $80 за&nbsp;баррель к&nbsp;2020 году, затем вырасти примерно до&nbsp;$120 за&nbsp;баррель к&nbsp;2035 году (цены в&nbsp;долларах 2013 года), объяснил </span>Сечин<span style="line-height: 1.6;">. &laquo;Добавьте целевую инфляцию в&nbsp;2% годовых, и&nbsp;вы придете к&nbsp;прогнозам уровней цены в $170 и&nbsp;выше&raquo;,&nbsp;&mdash; добавил он (цитата по&nbsp;ТАСС).</span></p>

Как заткнуть дырки

Обратная сторона снижения нефтегазовых поступлений — повышение роли ненефтегазовых доходов. Разумеется, в нынешней ситуации правительство будет рассматривать все возможности по повышению доходной части бюджета, говорит Чернявский, хотя рост налоговой нагрузки может дополнительно замедлить экономику. Уже принято решение о втором за год повышении акцизов на бензин, при этом часть доходов от топливных акцизов (23%) Минфин предлагает забирать в федеральный бюджет (сейчас все доходы от акцизов на бензин получают региональные бюджеты). По расчетам ведомства, такое перераспределение с 1 мая могло бы дать федеральному бюджету в 2016 году дополнительные 68,5 млрд руб. Кроме того, в правительстве обсуждается возможность введения акцизов на «вредные» продукты, в частности на пальмовое масло. Минфин еще не дал ответ о целесообразности введения таких акцизов, сказал РБК в начале этой недели чиновник финансово-экономического блока.

Сейчас в федеральный бюджет поступает от 50 до 100% доходов от акцизов на спирт, спиртсодержащую и алкогольную продукцию, табак, легковые автомобили и все подакцизные товары, ввозимые в Россию, следует из Бюджетного кодекса. Поступления от акцизов составляют вторую по значимости долю ненефтегазовых доходов федерального бюджета, 13% (149,4 млрд руб.) за январь—февраль 2016 года, следует из данных казначейства.

Нефтегазовые доходы в бюджете России

До 51,3% доходила доля нефтегазовых доходов бюджета за время президентства Владимира Путина (бюджет 2014 года)

5,9 трлн руб. составили нефтегазовые доходы бюджета за 2015 год

В 10 раз выросли номинальные нефтегазовые доходы бюджета в 2015 году по сравнению с 2002 годом

8% заняли нефтегазовые доходы бюджета в ВВП в 2015 году (в 2014 году — 10,4%)

53% к 47% составило в 2015 году соотношение поступлений от НДПИ к поступлениям от экспортных пошлин в составе нефтегазовых доходов. Это следствие «налогового маневра», призванного перераспределить нефтегазовые доходы в пользу налоговых поступлений. В 2014 году соотношение было в пользу экспортных пошлин (62% к 38%).

$29,69 за баррель составила средняя цена российской нефти Urals в январе—феврале 2016 года

57% ненефтегазовых доходов в январе—феврале 2016 года составило поступление НДС

13% ненефтегазовых доходов составило поступление акцизов

Источник: Федеральное казначейство, Минфин

В конце 2014 года президент Владимир Путин запретил повышать налоги на бизнес до 2018 года — формально мораторий выполняется, но при этом в правительстве регулярно обсуждают возможность дополнительных квазиналоговых сборов. Некоторые решения уже приняты: в частности, в конце 2015 года введена спровоцировавшая массовые протесты дальнобойщиков плата за проезд большегрузных автомобилей по федеральным дорогам, а в начале 2016 года правительство установило утилизационный сбор для дорожной, сельскохозяйственной и иной самоходной техники, что повысило цены и приостановило поставки сельхозтехники аграриям перед началом посевной кампании, сообщал РБК 1 марта.

«Первый рефлекс — это изыскать какие-то резервы, то есть оставить расходы на прежнем уровне за счет мобилизации новых источников дохода. Но так не бывает. Дырки в бюджете будут заткнуты чьими-то деньгами, и эти кто-то вполне почувствуют это на себе», — рассуждает директор программы «Экономика энергетики» в РЭШ Виталий Казаков. Другой вариант — это создавать новые источники дохода. «Правда, для этого нужно создать в стране институциональную и правовую систему, способствующую возникновению своих Facebook и Apple (которые можно обложить новыми налогами), — говорит он. — Этот вариант занимает много времени, и, учитывая, что в XXI веке в России отсутствовало понимание важности движения в этом направлении, быстрых результатов ждать не стоит».

Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"